Выставка "Александр Петров. Многослойная реальность" – в Музее кино на ВДНХ
"Александр Петров. Многослойная реальность". В Музее кино на ВДНХ – большая ретроспектива всемирно известного художника-аниматора. Его метод работы называют "ожившей живописью". Изменчивость и вечность рукотворного мира увидела Ольга Енина.
Дипломный фильм Александр Петров полностью создавал на стекле – ни одно из них не сохранилось, по технологии каждая новая сцена уничтожала предыдущую. А потому деревенский быт на выставке – уже авторские копии. А вот эскизы к более ранним работам Александра Петрова, тогда художника постановщика "По щучьему веленью" и "Сказочка про Козявочку", буквально спасли.
"Относишься к эскизам, наброскам, как к нужному, но всё равно мусору – его не особенно бережёшь, не очень стараешься его хранить. Эти работы чудесным образом сохранились, некоторые реставрировались. Сами мы и реставрировали, потому что они были порваны, валялись в шкафах – их осталось немного и для меня ценно, что они есть", – признался художник Александр Петров.
Рубеж, который преодолел – так Александр Петров говорит о картине "Русалка". Здесь он и режиссёр, и сценарист, и продюсер. Историю о девушке, которая из-за несчастной любви превращается в русалку снимал на родной ярославской земле. Петров наносит изображение руками на матовое прозрачное стекло и заставляет его оживать. Работает и на целлулоиде.
"Если развернуть это горизонтально, сверху повесить камеру, то это будет рабочее моё место. Всё изображение наносится масляной краской – несколько цветов. Наносится прямо на поверхность стекла. Всё что нужно, чтобы двигалось к кадре стирается, на его месте рисуется новая фаза", – рассказал Александр Петров.
Самое важное в начале работы – поиск персонажа – яркого, внятного образа, который через весь фильм поведёт самого автора. В случае с оскароносной лентой "Старик и море" им оказался тесть Александра Петрова, он отрастил бороду, надел шляпу и выполнил несколько действий персонажа. Так и стал прототипом старика Сантьяго. Этот этап поиска на бумаге можно увидеть на выставке. Как и более поздние работы Петрова – погружение в Африку для работы о похищенном мальчике, или в Россию XIII века. Это разработка к анимационному фильму "Князь" об Александре Невском – над ним Петров работает сейчас.
"Сегодня в мультипликации мало, кто так рисует, как Петров – у него глаз замечательный. Но я обратил внимание, как к глазу прибавилось чувство – воздух к штриху. Этим самым он сразу даёт другую картину бытия", – поделился режиссёр, художник-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.
"Он настолько глубокий, что это ещё соединено со смыслами, поэтому это очень интересно", – отметила директор Музея кино Лариса Баженова.
На выставке представлено 200 работ Александра Петрова разных жанров – живопись, графика, книжная иллюстрация. Как говорит сам автор, он никогда не сидит без дела – любит писать с натуры: портреты, пейзажи. И хотел бы, чтобы на его выставке зритель почувствовал умиротворение и любовь. Ведь именно о ней – любви, так или иначе все его фильмы.