Тотальная коррупция разъела украинскую власть и военкоматы
На взятке с поличным попался очередной украинский военком. Хмельницкие полицейские пересчитывают меченные купюры – 4,5 тыс. долларов.
"Вступив в преступный сговор с врачами военкомата, которые выносили решение о пригодности мужчин к службе, предлагал договориться об исключении потенциальных призывников из списков военного комиссариата по состоянию здоровья. Также уклонистам предоставлялась справка о непригодности к службе в рядах Вооруженных сил Украины", – рассказали в правоохранительных органах.
А в Киеве торговля "белыми билетами" по 10 тыс. долларов шла с начала призыва. Чуть раньше повязали военкомов в Одессе, Львове и других городах. Заведено больше 100 уголовных дел. Тех, кто не задержан, президент Украины Владимир Зеленский пафосно обещает снять. Их места займут военные, отличившиеся на передовой.
"Человек, приехавший с фронта, – у него нет шансов туда попасть. Туда попадут только люди, у которых есть возможности по связям, по родственникам, никакие случайные люди туда не попадут. В результате на этом месте снова окажутся коррупционеры", – считает военный обозреватель издания "Аргументы недели" Александр Шарковский.
За полтора года украинские военкоматы – или как сейчас их называют территориальные центры комплектования – стали настоящей золотой жилой. Это только "белый билет" стоит десятку. За 3 тыс. долларов можно получить временное освобождение через внесение в "списки волонтеров". А те, кого скрутили на улице, могут уйти из помещения комиссариата за 1 тыс. долларов.
При этом на уклонистах зарабатывают не только военкомы. Так, помогают переправлять за границу потенциальных призывников. Готовы заработать и силовики, и даже депутаты. За время конфликта партия Зеленского попрощалась уже с двумя десятками парламентариев-коррупционеров. Но радикально не изменилось ничего.
Бывший военком Одессы Евгений Борисов в суде рассказывает о своем задержании: пули свистели над головой. Однако в глаза бросаются не только и не столько синяки – человек, наживший на мобилизации 4,5 млн долларов, которые весьма умело превратил в недвижимость в Европе, даже на заседании в футболке за 400 долларов и мокасинах еще примерно на 600. Поможет ли смена таких "липовых" военных на "боевых комбригов" – тоже вопрос. Во первых, за исключением, пожалуй, Одессы, и раньше военкоматы возглавляли так называемые ветераны АТО. Во-вторых, и тут пример Одессы вновь показателен: на место Борисова пришел один из украинских карателей Александр Охрименко. Лично назначен главкомом Залужным.
"Есть традиционный бюрократический опыт, который подсказывает, что каждый новый начальник в начале пытается зарекомендовать себя как хорошего исполнителя. Зеленский порекомендовал Залужному назначить рьяных националистов, которые были на фронте и там получили ранения. Я так понимаю, он исходит из того, что эти люди будут значительно активнее и бескомпромисснее", – отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко.
Журналисты Financial Times подсчитали: за время конфликта при попытке сбежать из Украины задержали больше 13 тыс. человек. Это примерно пять полноценных бригад ВСУ. А сколько действительно выбрались, чтобы не попасть в мясорубку, – не берутся предположить и военные эксперты. Этот незаконный транзит – хорошо поставленный бизнес. И единственный выход искоренить глобальную проблему – открыть границы. Но Киев на это не пойдет. На фронте за идеи режима должен кто-то умирать. А значит, Украина продолжит имитировать борьбу с коррупцией, одновременно выполняя свою главную задачу – пополнять ряды ВСУ и как можно дольше затягивать конфликт.