В Музее декоративного искусства знакомят с "Художественным наследием Строгановых"
Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку "Художественное наследие Строгановых". Ее привез в Москву Сольвычегодский музей-заповедник. Проект предлагает взглянуть на Строгановых не только как на успешных промышленников, но и меценатов, увлеченных искусством. На выставке побывала Лидия Алешнина.
Точка отсчета – Сольвычегодск. Экспозиция "Художественное наследие Строгановых" начинается с раздела "История". XVI век, на правом берегу реки Вычегды солепромышленный поселок. Среди старателей выделялись Строгановы. Несколько поколений промышленников выпаривали соль и успешно продавали ее в разные города страны. В своих владениях развивали земледелие, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города, крепости.
"Здесь представлена соль, которая происходит прямо из недр Сольвычегодска. В центре города расположено соленое озеро, из которого мы сейчас реконструировали процесс, и получаем соль, ту самую, которую получали в позднем средневековье Строгановы", – рассказывает директор Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника Максим Черных.
Водосвятная чаша из серебра датируется 1633 годом. Ювелиры создавали ее по заказу Евдокии Нестеровны Строгановой. Это был ее вклад в сольвычегодский Благовещенский собор. С ним исторически связана и знаменитая строгановская школа иконописи, лицевого шитья, изделия строгановских ювелиров, книгописание.
"Коллеги из Сольвычегодского музея сегодня являются хранителями сокровищ, совершеннейших сокровищ. И то, что привезли сегодня в Москву, – это уникальный шаг", – отмечает директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.
Троица Ветхозаветная – икона конца XVI – начала XVII века из Сольвычегодского Благовещенского собора. Произведение Строгановской школы иконописи.
"Типичная строгановская икона, типичный для Строганова диагональный извод, в принципе довольно таки редкий, но которым они пользовались. И типичные, опять же, украшения: она украшена сверху серебром", – описывает директор Сольвычегодского историко-художественного музея-заповедника Максим Черных.
На выставке представлены и уникальные произведения Строгановского лицевого шитья: Богоматерь Донская с праздниками и избранными святыми, XVII век, cеребряные и золотые нити – то вклад Дмитрия Андреевича Строганова и его детей Григория и Пелагеи в Сольвычегодский Благовещенский собор. В экспозиции и произведения современных мастеров Сольвычегодска: шкатулки, украшения. В одной из витрин рядом серьги, созданные в XVII и XXI веке.