Поморская судоверфь переместилась во двор Музея Москвы

24 августа 2023 19:54
Товарищество поморского судостроения планирует повторить путь первопроходцев Сибири XVII века.

Повторить путь первопроходцев Сибири XVII века планирует Товарищество поморского судостроения. Выйти в поход хотят на карбасе – в старину на Белом море их использовали для рыбного промысла. "Шьют" поморскую лодку во дворе Музея Москвы. За процессом наблюдала Анна Шустер.

Стук молотка и скрежет старинного скобеля возвещают: здесь, в Музее Москвы строят поморский карбас. Работают мастера по технологиям XVI века.

"Все соединения чисто деревянные. Вот один из самых основных элементов соединения – сюда вбивается клин, который раздвигает эти детали, и зубья заходят в это углубление, и становятся в замок", – показывает руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.

Вооружен карбас будет двумя мачтами и тремя парусами общей площадью около 40 квадратных метров. Развивать он сможет скорость до 15 километров в час. В составе экипажа – шесть гребцов и один рулевой. Для команды Евгения Шкарубы это уже десятый карбас, который делают своими руками. Но впервые яхтсмены планируют пройти по Мангазейскому торговому пути.

Город Мангазея был основан на севере Западной Сибири в 1601 году. Мангазейский морской ход пролегал через Белое, Баренцево, Карское моря и Ямальский волок.

"Туда забрасывались корабли, которые привозили продукты, провизию, эти корабли потом разбирали, строили из них дома, жили там год или два, добывали пушнину", – поясняет руководитель Товарищества поморского судостроения Евгений Шкаруба.

"Пушнина, лес – это были важнейшие товары, которые с севера шли в Москву и уже из Москвы распространялись на другие территории", – добавляет генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова.

Эта лодка полностью аутентична ее предшественникам из далекого прошлого. Длина этого карбаса 9 метров. Внутрь вставят 7 таких шпангоутов, или – как их еще называют – ребер, для изготовления таких деталей подходит далеко не каждое дерево. Вырезать шпангоут можно только из прямого корня ели, например, такого, как этот. Чтобы найти корень подходящей формы, нужно просмотреть примерно 30 деревьев. После валки дерева заготовки сушат примерно год.

Интересно, что карбас не строят, а шьют – так говорят сами мастера. Работают по технологии пятивековой давности, когда для скрепления деталей использовали не гвозди, а вицы, похожие на деревянные веревки. Сплетены они из веток и корней ели или сосны. Каждую такую вицу кипятят несколько часов, и затем завивают для эластичности.

"Когда ее закручиваешь, она распадается на более мелкие волокна. Крепче она не будет, а эластичнее да, мы же ей прошиваем!", – отмечает ведущий специалист верфи Товарищества поморского судостроения Иван Горбунов.

Когда набои сшивают, вицу продевают в отверстия, натягивают специальным т-образным молотком и подкручивают. На финальном этапе карбас просмолят, а затем – в сентябре – планируют спустить на воду, чтобы сначала пройти по участку Москвы-реки, а затем – до конца года – совершить переход от Великого Устюга до Архангельска, и в 2024-м отправиться по историческому маршруту поморов в Сибирь.