Фестиваль в честь известного героя бурятского эпоса провели в Осинском районе
С визитной карточки на бурятском языке открывают Гэсэриаду претенденты на звание героя. Это вторые состязания после пандемии. Проверять свои силы участники будут в четырех этапах.
"Я очень рад тому, что идеи таких национальных праздников, тот же Сурхарбан, были популярны среди молодежи. Вот новый вид состязаний, это тоже увлекает молодежь, попробовать себя и свои силы и стать похожим немножко на Гэсэра", — говорит мэр Осинского района Виктор Мантыков.
Сын Неба, бог войны, который очищает землю от чудовищ. Так воспевают Гэсэра в одноименном эпосе. О его подвигах слагают стихи и песни, предание о герои передают из поколения в поколение. На состязание приехали гости из соседней Бурятии, чтобы набраться опыта и отдать дань уважения Гэсэру. .
"Это легендарная личность. Мы специально надеваем такую одежду, чтобы наши предки видели. Как говорят, лучше одно практичное дело, чем тысяча молитв. Если ты оделся в одежду своих предков, значит, это очень большой буин. Это большое благо", — говорит представитель Республики Бурятия Олег Булутов.
Стрельба из лука. На боевой рубеж выходит Алексей Голышев из Ирхидея. Он самый старший участник. Как признается сам, лук в руки впервые взял три дня назад. Но как истинный воин попадает в яблочко и становится лидером.
"Самое главное, я думаю, должен быть добрым, честным, и физическая сила важна, но справедливым", — говорит участник Гэсэриады Алексей Голышев.
Силой мерятся в следующем испытании — бурятская борьба. Но прежде чем сразиться в схватке, каждый претендент на звание Гэсэра исполняет танец орла. У Валерия Адамова целое поколение борцов. Отец — победитель Сурхарбана, дед чемпион Сибири и Дальнего Востока по вольной борьбе и самбо.
"В бурятской борьбе три точки. Руки, колени и пятая точка."
"Что нужно, чтобы победить?"
"Уложить соперника на руки, колени или уронить на спину", — говорит участник Гэсэриады Валерий Адамов.
Если сила приходит с возрастом, то талант у героев развивают с юных лет. В конкурсе гэсэршинов участвуют школьники. Они читают стихи, рассказывают мифы или воспевают Гэсэра. Здесь жюри оценивает не только харизматичность. Главное — чистота произношения слов на родном бурятском языке.
Для следующего состязания участникам понадобится реквизит — хребтовая кость крупного рогатого скота. Ее они будут ломать голыми руками. И это древняя традиционная бурято-монгольская игра.
Каждому участнику отбирают по пять костей — согласно количеству турниров. Делает это лично главный судья. Сам же показывает мастер-класс. Главное, говорит мужчина, кость должна быть не слишком сухой.
"Выбирается по толщине. Это для первого круга кости. Это вот потолще идут уже на третий четвертый круг", — говорит главный судья состязания Карп Хамагаев.
Проводят Гэсэриаду в селе Обуса Осинского района. Это место выбрано неспроста. Здесь, у берегов Братского водохранилища возвышается над домами гора Удактай. Упоминания о ней есть в эпосе о Гэсэре. Там происходило одно из сражений воина с чудовищем.
"Бурятский народ — коренной народ Иркутской области. У нас более 70 тысяч бурят проживает. Эпос Гэсэра, воина, для них очень значим. Поэтому через культуру сохраняются традиции, которые мы стараемся продолжать в будущих поколениях", — говорит министр культуры Иркутской области Олеся Полунина.
Не обошлось и без традиционного ёхора. Его танцевали пять коллективов — и тоже выбирали лучший. Сами участники говорят — важна не победа, а сохранение бурятской культуры.