В Центре "Эрмитаж-Сибирь" открылась выставка "Консерваторы и бунтари"
Выставка "Консерваторы и бунтари" открылась в Омском центре "Эрмитаж – Сибирь". Французскую живопись и скульптуру XIX века привезли из Петербурга. Коллекция Государственного Эрмитажа считается одной из самых больших в мире. На выставке побывала Динара Шамец.
Посетителей одного из двух залов выставки встречают эти "лестничные" портреты кисти Огюста Ренуара. Долгое время считалось, что на них изображены мсье и мадам Шарпантье – радушные хозяева парижского особняка, в котором встречалась богема – Золя, Мопассан, Моне, Дега.
Спустя годы, реставрируя полотна, содранные со стен после смерти держателей известного французского салона, специалисты Эрмитажа не досчитались окончания букв в авторской подписи. И сами изображённые оказались вовсе не из круга парижской богемы.
Восхищение другого импрессиониста – Клода Моне – вызвала "Большая набережная в Гавре". Эту картину он написал из того же окна, что и своё знаменитое полотно "Впечатление. Восход солнца". То самое, что на одной из выставок высмеял журналист Луи Леруа, назвавший автора "впечатленцем". Так картина Моне вошла во все учебники, а в искусстве утвердилось новое направление – импрессионизм.
"Сезанн говорил о Клоде Моне: "Клод Моне – это только глаз. Но бог мой, какой глаз!". Импрессионистский глаз обнаруживает невероятное богатство цвета", – прокомментировал научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Наталья Дёмина.
Бунтарский дух импрессионисты проявляли во всем. Эдгар Дега, воспевший нерадужное закулисье мира танцовщиц, не раз откладывал коробку с пастелью, чтобы попытаться запечатлеть балерину в трёхмерном изображении. Неожиданная находка ждала родных художника в его мастерской после смерти мастера.
"Лев, давящий змею" – творение пионера анималистической скульптуры Франции Антуана-Луи Бари. В 1832 году мастер показал эту вещь в Парижском салоне. Она произвела фурор. В царе зверей публика увидела короля Луи-Филиппа, в змее разглядели поверженных Бурбонов. Увеличенную скульптуру монарх приказал установить в саду Тюильри. Многочисленные повторения раскупили коллекционеры. Российская знать в стороне не осталась, приобретали и классику, и творения французских новаторов.
"Те вещи, которые оказались в Государственном Эрмитаже, если мы говорим о Ван Гоге, Гогене, Сезанне – это вещи, которые приобретались русскими коллекционерами. Мы знаем Щукина и Морозова. Это те вещи, которые происходят из этих собраний", – сказал директор Музея изобразительных искусств им. Врубеля Фарида Буреева.
Авторы проекта "Консерваторы и бунтари" знакомят зрителей со всем многообразием стилей и жанров, которые существовали во Франции XIX века. Организаторы выставки шедевров Эрмитажа уверены, что победителей и проигравших в этом пари нет.