В Михайловском театре премьера – опера "Кармен" Бизе
Дебют Начо Дуато. Художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра представил свой первый оперный спектакль – "Кармен" Бизе. Удалось ли хореографу справиться со своим балетным темпераментом? – репортаж Екатерины Грициенко.
От одних этих звуков уже закипает кровь. Рассудок умолкает, а сердцу только дай повод ринуться в бой. Удивительно, но Жорж Бизе, воплотивший в своей музыке пыл и аромат испанского фольклора, никогда не был в этой стране.
История о женщине, которая родилась и умерла свободной. О мужчине, который не смог ей этого простить. Томная, и безмятежна, кокетливая и роковая. Любовь Кармен обволакивает и бросает вызов. А ее Хабанера – настоящий аттракцион обольщения. Опасный, но разве можно пройти мимо.
Новая "Кармен" – режиссерский дебют Начо Дуато в опере. Главный хореограф Михайловского театра остался верен обещанию – не превращать постановку в балет. И все же...
"Хореограф очень во многом помогает певцам. Потом что тело тоже должно чувствовать музыку", – отметил художественный руководитель балетной труппы Начо Дуато.
Испанец Дуато, подобно Кармен, бросает вызов клише и стереотипам. На сцене никаких огромных декольте и вульгарных поз. Кармен элегантна, в меру театральна. Сначала в белом наряде, потом – в терракотовом. А вот характерного красного зрителю ждать не стоит.
Ангелина Атлагич, художник по костюмам: "Это платье для последнего действия. Я спросила Начо, могу ли я хоть раз использовать красный цвет. И даже здесь нам удалось избежать клише. Ведь яркую ткань мы покрыли черной вуалью".
Нет ярких красок и в декорациях. Художник Джаффар Чалаби как всегда в поисках компромисса: между абстрактным и реальным. Его задача – быть верным повествованию и построить новое пространство. В глубине сцены – зеркало – оно создает перспективу андалузской улицы. С одной стороны – табачная фабрика. С другой – полицейский участок.
"В ходе действия женщины оказываются с одной стороны, мужчины-солдаты – с другой. Мир Кармен – это мир свободы. Хосе верен консервативным ценностям, но сам же вступает с ними в конфликт", – пояснил художник-постановщик Джаффар Чалаби.
Этот конфликт с фатальным исходом. Для режиссера оперы поступок Хозе – не преступление любви, преступление ревности.
"Когда Дон Хоcе уезжает с Микаелой, Кармен не преследует его, чтобы убить. А вот Хоcе наоборот, становится одержимым, узнав о другом. Женщина бы никогда так не поступила", – считает Начо Дуато.
В постановке Дуато появляется новый персонаж – смерть. Порой выходит на несколько секунд, может быть незаметной зрителю. Но она все время рядом, наблюдает и ждет трагичной развязки.
Опера "Кармен" стала роковой для своего создателя Жоржа Бизе. Через несколько месяцев после неудачной премьеры 36-летний композитор скончался от сердечного приступа. Есть мнение, что автор не справился с душевной травмой, вызванной провалом постановки.
Одним из первых произведение оценил великий современник Бизе – Петр Ильич Чайковский. Он предрек Кармен стать самой популярной оперой в мире.