Пашинян сдал все, что мог
Самой горячей темой на неделе стали наши отношения с Арменией, когда в Ереване разъяренные демонстранты рвут на камеру российские паспорта, двери российского посольства обливают красной краской, а российские миротворцы, исполняющие гуманитарную миссию по защите армян, гибнут. Дело дошло до того, что в пятницу теме был посвящен целый Совбез.
"Поговорим о ситуации, связанной с развитием отношений с нашими ближайшими соседями, партнерами. Объем работы у нас большой, здесь много всяких составляющих: экономика, вопросы гуманитарного сотрудничества, безопасности в регионе", – сказал Владимир Путин. Далее работа Совбеза уже шла в закрытом режиме.
Армения и Азербайджан десятилетиями не могли договорится по статусу Нагорного Карабаха – территории в официальных границах Азербайджана, где проживали за сто тысяч этнических армян. На рубеже 90-х армяне отстояли ее силой. С тех пор конфликт был замороженным. Никакие переговоры не давали результатов. С приходом к власти Николы Пашиняна Ереван стал вести себя, скажем так, неосмотрительно и даже провокационно. Чего стоит хотя бы его поездка в карабахскую Шушу, некогда населенную лишь азербайджанцами, с плясками. Этот фрагмент принципиально важен, поэтому показываем его еще раз как пример, мягко говоря, немудрого поведения.
Понятно, что на таком фоне давление на президента Алиева внутри Азербайджана становилось все более раздраженным. Граждане требовали решить карабахский вопрос, наконец, силой. Так и получилось. При поддержке Турции Азербайджан провел стремительную военную кампанию. Армяне сопротивлялись героически, но военно-политическое руководство страны действовало откровенно бездарно. Например, не смогло поднять в воздух авиацию и использовать имевшиеся в арсеналах ракеты "Искандер". Военное планирование и подготовка к надвигавшейся войне тоже были провальными. В итоге осенью 2020 года 30-тысячная армянская армия в Карабахе была окружена и лишилась каких-либо шансов. Азербайджану не составляло никакого труда всех в том котле просто уничтожить.
В этих условиях президент России Путин вел труднейшие (часто ночные) переговоры с лидерами Азербайджана и Армении. Понятно, что между собой они говорить уже не могли. Телефонная линия в треугольнике "Москва – Баку – Ереван" чуть ли не раскалялась. В итоге военные действия были остановлены. И именно поэтому обреченная на безжалостное уничтожение 30-тысячная армянская армия была спасена.
10 ноября Путин, Алиев и Пашинян подписывают трехстороннее заявление – с отправкой в зону конфликта российских миротворцев. По нему же армянские Вооруженные силы выводятся. У Нагорного Карабаха сохраняется наземная связь с Арменией по так называемому Лачинскому коридору – под контролем российских миротворцев. По джентльменской договоренности обсуждение статуса Нагорного Карабаха внутри Азербайджана откладывалось на потом.
Далее Ереван стал чудить. Знаете, как говорится, от своих друзей мы ожидаем всего, кроме неожиданностей, так вот в октябре прошлого года Пашинян встречается в Праге с президентами Франции и Азербайджана Эммануэлем Макроном и Ильхамом Алиевым. К ним в придачу еще и глава Евросовета Шарль Мишель. И все вместе принимают четырехстороннее заявление, по которому Армения и Азербайджан "признают территориальную целостность и суверенитет друг друга". Это – новое, что переводит трехстороннее заявление между Россией, Арменией и Азербайджаном от 9 ноября 2020 года в прошедшее время. Более того, согласно пражским договоренностям, появляется некая гражданская миссия ЕС, а статус наших миротворцев на территории Азербайджана "размывается".
То есть Нагорный Карабах безоговорочно – территория Азербайджана, включая и Лачинский коридор, а статус российских миротворцев в Азербайджане таким образом "размывается". Об этом Москва узнает, что называется, из телевизора. Алиев счастлив. Пашинян сдал все, что мог: и Нагорный Карабах, и Армению, и Россию. Ну, хорошо, как говорится, ваш выбор. В начале этого года Пашинян отменяет на своей территории давно запланированные военные учения ОДКБ. Москва терпит. А чтобы убедиться в новой реальности, Путин приглашает Алиева и Пашиняна к себе в Кремль. По итогам Пашинян уже выдает все в квадратных километрах: "Если мы с Азербайджаном друг друга правильно понимаем в этом вопросе, то Республика Армения признает территориальную целостность Азербайджана на 86 600 кв. км. При этом Азербайджан признает территорию Республики Армения на 29 800 кв. км. Вопрос прав и безопасности армян Нагорного Карабаха должен обсуждаться путем диалога между Степанакертом и Баку в таком формате".
Точка. Нагорный Карабах, как не был никогда признан Арменией самостоятельным, так и остается непризнанным до сих пор. В отношениях карабахских армян с Баку Еревана нет. Понятно, что Алиеву в этих условиях надо обеспечить на своей территории мир. Армянские вооруженные формирования в Нагорном Карабахе в конструкцию нового мира явно не вписываются. По соглашению 2020 года, их нужно было вывести. Не вывели. Более того, по Лачинскому коридору из Армении еще и поступало втихаря оружие. У Баку на этот счет возникла сильная озабоченность. Сначала азербайджанцы ставят там свой пост, ограничивая перемещение, а после возникшей перестрелки из-за азербайджанского флага, выставленного на внешней стороне, и вовсе все блокировали.
На этой неделе Азербайджан провел на своей территории антитеррористическую операцию, принудив карабахских армян к капитуляции и переговорам. Пашинян палец о палец не стукнул, чтобы хоть чем-то помочь своим соплеменникам. Российские миротворцы армянских беженцев приютили, спасли и накормили, нуждающимся оказали медицинскую помощь. Организовали переговоры в Евлахе, что в 100 км от Степанакерта, привезли туда армян. Из Москвы по линии Красного Креста пошла карабахским армянам гуманитарная помощь с двух сторон – через Лачинский коридор со стороны Армении и с территории Азербайджана. Никто из друзей Пашиняна с Запада ничего подобного не сделал. От Еревана в адрес России, к сожалению, сплошная неблагодарность.