В Новой Третьяковке представили выставку из собрания Пермской художественной галереи
"От иконы к авангарду" – выставку в честь 100-летия Пермской художественной галереи открыли в Новой Третьяковке. Представлено около 80 экспонатов: деревянные скульптуры, лицевое шитьё, старинные иконы, картины начала ХХ века. Алия Шарифуллина продолжит.
Пермская деревянная скульптура, или "пермские боги", – первое, что вспоминают, когда речь заходит о Пермской художественной галерее. И здесь они, конечно, есть. Произведения сакральной пластики хранятся во многих российских музеях, но подобных нет нигде, да и в таком объеме – в коллекции пермской галереи 500 резных изображений с XVII по XIX век. Их музейщики искали с 1923 года, в результате шести экспедиций удалось спасти около 400 скульптур. Мировую известность приобрел "Христос в темнице" XVIII века, но в 20-е годы до такого признания было очень далеко – приходилось доказывать уникальность и ценность художественного наследия Прикамья даже внутри страны.
"Они являются очень локальными, отражающие специфику жизни, быта, вида местных народов. Даже одежда есть похожая на коми-пермятскую. Это монголоидные черты, потому что очень много татар и башкир находилось на территории Пермского края. Художники, резчики изображали прежде всего тех, кого видели перед собой", – пояснила директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян.
Из музейных экспедиций привозили много произведений древнерусского искусства: памятники лицевого шитья, иконы. Практически все они связаны с родом легендарных солепромышленников Строгановых. В своей вотчине они организовали мастерские, где создавались шитые золотыми и серебряными нитями предметы церковной утвари, переписывались книги. Иконы Строгановы заказывали лучшим иконописцам – мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Эта "Великомученица Варвара со святыми женами" впервые предстает публике, как говорят кураторы, "в первозданном виде".
"Она совсем недавно была отреставрирована. До этого она датировалась XVII столетием, и вот сейчас в процессе реставрации обнаружилось, что ее средник конца XV века и это, скорее, ростовская школа", – рассказала куратор выставки Татьяна Юдкевич.
Целый этаж отвели авангардистам. Здесь весь цвет: и футуристы Каменский, Бурлюк; и кубист Лентулов, и супрематисты Клюн, Попова, и конструктивист Родченко. Пространство выстроено так, что можно проследить развитие русского авангарда. Художественную коллекцию в Перми формировали с 20-х годов согласно советам Грабаря, который считал, что музей не просто хранит памятники прошлого, но и разворачивает перед зрителем картину эволюции искусства. В названии выставки "От иконы к авангарду" можно поставить многоточие... Потому что авангардом эта история не завершается. Мальчик на портрете Петрова-Водкина смотрит прямо на "Стахановцев" Дайнеки. В его глазах не надежда, а скорее предчувствие непростого времени. Но это уже совсем другой рассказ.