Мастеру портрета Франсу Халсу посвятили ретроспективу в Лондоне
Национальная картинная галерея Лондона представляет полотна Франса Халса – выдающегося художника золотого века Нидерландов. Выставка позволяет проследить, как менялась авторская манера мастера за более чем полвека его карьеры. Алия Шарифуллина продолжит.
За живость кисти ему прощали многое – и "недостаточность выделки", и творческое хулиганство – он часто писал без подмалевка, за пару сеансов, или мог небрежно затереть часть фона ладонью. Но главное волшебство Франса Халса заключается не в живости лиц и поз, беглости письма и смелом мазке – всё это умели и другие современные ему мастера. Привлекает в его работах вот уже сотни лет – смех героев – самая неуловимая часть человеческой мимики. И здесь посетителей сразу обезоруживает "Смеющийся кавалер" – один из самых известных мужских портретов в истории искусства. "Личность натурщика неизвестна. Нам остается лишь строить предположения. Скорее всего, это портрет холостяка – на это указывает его яркое одеяние и ориентация картины на левую сторону. Женатых господ изображали на портретах повернутыми направо. Лихо заломленная шляпа, подкрученные усы, кружевные манжеты выдают в нем настоящего дамского угодника. Он лукаво улыбается. Кстати, "смеющимся" этого кавалера назвали лишь в XIX веке", – пояснил куратор голландской и фламандской живописи Национальной галереи Барт Корнелис.
И кавалер этот хранится в лондонском собрании Уоллеса, покинул музей всего на пару месяцев. Эта выставка – первая крупная ретроспектива Франса Халса за последние тридцать лет. Здесь представлены около 50 лучших работ художника. Больше всего, конечно, портретов – бюргеры, ученые, лавочники, трактирщики, музыканты – десятки лиц. Как говорил Ван Гог, почитатель Халса: "Он писал одни только портреты. Дальше не шел, но это вполне стоит "Рая" Данте, всех Микеланджело и Рафаэлей и даже греков…".
"Он выступил реформатором жанра практически в самом начале своей карьеры. Халс буквально выискивал индивидуальный характер модели через жесты, мимику, позы. Художник смело экспериментировал с положением человеческих фигур в пространстве. Герои полотен, наконец перестали изображаться в одной единственной канонической позе, которая господствовала веками", – рассказал искусствовед Табиш Хан.
Особое место в творчестве Халса занимают групповые портреты. Вот, например, "Банкет офицеров харлемской стрелковой гильдии". Пиршество по сюжету и пиршество для глаз. Халс писал портреты так, как сейчас снимают смартфоном – на лету. То есть запечатлевал мгновение, настроение, характеры. Не зря его через пару с лишним столетий так полюбили французские импрессионисты. "Ранее мастера в групповых портретах механически объединяли отдельных персонажей в композиции. Это немного похоже на выпускную школьную фотографию, где каждый участник занимает отведенное ему место в овале. А Халс превращает эту статику в живое действо", – отметил Барт Корнелис.
Выставка прослеживает весь путь художника – от славы и звания "Почетного сына Харлема" до повторного открытия его творчества во Франции XIX века. Франса Халса ждут большие гастроли, после выставки в Лондоне экспозиция переместится в Амстердам, а затем в Берлин.