Обострение на Ближнем Востоке

Блинкен вместо Киссинджера: США возвращают Ближний Восток назад

11 октября 2023 21:21
Возможны ли вообще политические договоренности между Израилем и Палестиной? 30 лет назад, в 1993 году, тогдашний израильский премьер Ицхак Рабин и лидер Организации освобождения Палестины Ясир Арафат скрепили рукопожатием меморандум, который вошел в историю как соглашения Осло. За этот шаг к миру Ицхака Рабина позднее застрелил праворадикальный израильтянин. Нынешнее обострение началось в день 50-летия Войны Судного дня.

Президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану не впервые напоминать всему миру, что на земле Палестины должно быть два государства. Еще четыре года назад на Генассамблее ООН он об этом говорил с наглядным пособием в руках.

– Мне очень любопытно, а где собственно начинается и заканчивается земля Израиля? Многочисленные резолюции Совета Безопасности ООН с осуждением Тель-Авива игнорируются. Если так, то зачем вообще нужны решения Всемирной организации? – задавал он тогда вопрос.

А ведь началась история возвращения евреев в Палестину после Второй мировой войны с палаток и тяжелого ручного труда. Эта древняя земля тогда находилась под управлением Британии. С ростом числа переселенцев все чаще стали вспыхивать арабо-еврейские конфликты. Солдаты Короны их подавляли, но скоро Лондон признал – найти компромисс между народами невозможно.

– Было два предложения: создать двуединое арабо-еврейское государство или раздел Палестины. СССР первоначально выступал за создание двуединого демократического государства, – напоминает чрезвычайный и полномочный посол России в Израиле Геннадий Тарасов с 2002 по 2007 годы.

В 1947 году ООН выносит решение: на землях Палестины должны быть образованы два государства – Арабское и Еврейское. Города Иерусалим и Вифлием – как религиозные центры – остаются общими.

Несогласное арабское большинство от несправедливого, по их мнению, раздела отказалось. Единоверцев поддержали 8 исламских государств. Так началась первая война. В Израиле она известна как победная "Война за независимость". Среди палестинцев – как "Катастрофа". Поражение обернулось потерей земель и сотнями тысяч беженцев.

– Палестинцы никогда не вешают светильники или люстру – всегда лампочка. Я спрашиваю, а почему? Ответ: потому что мы здесь временно, мы беженцы, – рассказывает историю одного палестинского обычая кандидат исторических наук Сергей Медведко.

С тех пор карта Палестины менялась только в одну сторону. Если при британском владычестве еврейские поселения были лишь небольшими вкраплениями в арабском мире, то уже план ООН 1947 года отдавал 56 процентов земли именно еврейскому государству. После войны 1967 года арабам оставили только сектор Газа и Западный берег реки Иордан. Да и последний к нашему времени практически полностью поглощен еврейскими поселениями.

Подобная экспансия, буквально выживание с земель, спустя 20 лет после первой войны в 1967 году вынудила арабский мир снова взяться за оружие. Разразилась Шестидневная война. Меньше недели понадобилось израильской армии для разгрома превосходящих сил арабской коалиции. И вот уже десантники одноглазого Моше Даяна позируют у стены Плача. Израиль в итоге оккупировал сектор Газа, Западный берег, весь Иерусалим, Синайский полуостров и Голланские высоты.

Именно тогда ООН принимает резолюцию о границах Израиля и Палестины, которые сегодня признают большинство государств, в том числе и Россия. По ней за арабами осталась узкая полоска вдоль моря – сектор Газа, и территория вдоль западного берега реки Иордан, а еще – Восточный Иерусалим. Именно на основании этого определения Москва и предлагает сейчас решать конфликт.

А на оккупированных землях появилась Организация освобождения Палестины. Арабов лишали не только земли, но и возможности молиться.

– Почтенные шейхи молились на улице напротив мечети, а солдаты пришли и запретили им молиться даже на улице, – возмущался в 2012 году Ясир Арафат.

И тогда грянула война Судного дня. Атака на Израиль началась почти в тот же день, что и нынешняя вылазка ХАМАС, 6 октября 1973 года. И тоже в субботу, в шабат. Армиям Египта и Сирии поначалу удалось достичь результатов, но через три дня Израиль отмобилизовался и снова нанес поражение арабским странам. Фронт остановился в 100 километрах от Каира и в 40 – от Дамаска. Тут, по воспоминаниям референтов, не выдержал даже генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев. Советский Союз традиционно поддерживал арабские государства.

– Мы им предлагаем сколько лет разумный путь. Нет, они хотели повоевать. Пожалуйста! Мы дали им технику, новейшую, какой во Вьетнаме не было. Они имели двойное превосходство в танках и авиации, тройное – в артиллерии, а в ПВО – абсолютное превосходство. И что? Их опять раздолбали! – негодовал Брежнев.

Именно тогда появился термин "челночная дипломатия". Госсекретарь США Генри Киссинджер метался между арабскими столицами и Тель-Авивом, пытаясь вынудить стороны подписать мир. Формально Вашингтон был союзником еврейского государства. Но даже американский адмирал Замволт вспоминал о хитростях дипломата.

– Он просто не хотел, чтобы Израиль одержал решительную победу. Он хотел, чтобы Израиль пролил кровь ровно настолько, чтобы смягчить последствия послевоенной дипломатии, которую он планировал, – в 1976 году оценивал итоги "челночной дипломатии" американский адмирал.

Иными словами, Белый дом через Киссинджера умышленно регулировал накал той войны, чтобы убедить и арабов, и евреев – мир в регионе можно достигнуть только под контролем США. Такой подход сохраняется и сейчас. В регион направляется нынешний госсекретарь Энтони Блинкен. Правда, он с арабскими лидерами разговаривать не планирует.

– Все администрации США, даже последняя, не заявляли о том, что цель внешней политики США – это безопасность Израиля, – подчеркивает доктор исторических наук Борис Долгов.

Но никакие соглашения, подписанные в последующие годы, мира на эту землю так и не принесли. Восстание сменялось восстанием. Палестинцы насчитывают уже три интифады. В секторе Газа освободительное движение радикализировалось, к власти пришел ХАМАС. И для одного и для другого народа Палестина – это земля предков. И как разрешить этот конфликт? За 80 лет это пока не придумали даже самые опытные политики.