Крысиные норы: украинские боевики научились уходить под землю
Во время бегства из этого района украинские боевики даже не попытались забрать раненых и убитых. Характер обустройства позиций явно свидетельствует о том, что сидеть в этих норах бойцы ВСУ планировали максимально долго, и все же российским военным удалось прогрызть оборону.
Катакомбы, тоннели, крысиные норы и даже целые подземные города – уже знакомая тактика обороны в исполнении ВСУ. Таких хорошо укрепленных сооружений – даже не десятки, а сотни. Чего стоит только подземелье завода "Азовсталь" в Мариуполе. Десятки километров промышленных когда-то помещений националисты превратили (как они надеялись) в неприступную крепость. По словам военных, у ВСУ в этом смысле характерный почерк сирийских террористов и афганских боевиков.
"Такие же тоннели и в секторе Газа, правда, они там обустроены бетонными арками, как метро. В секторе Газа тоннели на 100 километров входят на территорию Египта. По ним перевозят технику, продукты питания, даже людей", – рассказал военный обозреватель Виктор Литовкин.
Брать такие катакомбы сложно, но за время СВО наши бойцы приноровились. У российской армии есть свои ключи к этим крысиным норам. Тяжелая артиллерия достаточно легко вскрывает укрепсооружения, 152-миллиметровые снаряды разносят в щепки ДОТы. Имеется и кое-что потяжелее – "Солнцепек". Тяжелая огнеметная система буквально выжигает все в радиусе двух тысяч метров.
"Если это не полностью защищенные укрытия, их накрывают ТОСами. Это очень опасная вещь, если противник не очень укрыт. Мы видим результативность. Когда заходим на позиции, а там живых уже не осталось. Противник признает эффективность этого оружия. Также активно применяются авиабомбы осколочные, фугасные", – говорит эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин.
Этот снаряд называют не иначе как царь-бомбой. ФАБ-1500. Если речь идет о скрытых глубоко под землей коммуникациях, используют именно его. Дальность полета – 150 километров, скорость – почти 2000 километров в час, площадь поражения – два квадратных километра.
Опустевшая Авдеевка, откуда велся обстрел Донецка и где сейчас идут самые ожесточенные бои, в этом смысле не исключение. Город, по свидетельствам наших бойцов, буквально изрыт вдоль и поперек, и катакомбы эти вырыты далеко не вчера. К тоннельной войне на Украине готовились много лет.
Сравнение с подземными коридорами палестинских отрядов ХАМАС напрашивается и по другой причине: многие из них находятся под жилыми домами. Этим, кстати, ВСУ тоже не брезгуют. Правда, в таких случаях российские военные, в отличие от израильских, обходятся без массированных бомбардировок.
Каким бы оружием ни били по таким укрепам, самая тяжелая и опасная работа остается за штурмовиками. К тоннельным войнам специально не готовят, опыт приходит в бою.