Страшный сон Запада: Путин объяснил неизбежность многополярного мира
Две страны строили эти отношения десятилетиями, исходя из собственных национальных интересов и прислушиваясь к мнению друг друга. Каких результатов это позволило добиться сегодня и чего в КНР ожидают от визита Владимира Путина?
В аэропорту Пекина из "бортов номер один" сегодня весь день очередь. Прибывают сербский президент Вучич, а следом уже премьер Египта и глава Казахстана Токаев. А еще – первые лица государств Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки. Когда до форума "Один пояс – один путь" остаются считаные часы – в Поднебесную слетаются многие мировые лидеры. Но главным гостем форума, как ожидается, станет именно российский президент Владимир Путин.
В преддверии важнейшего визита в эфире Центрального телевидения Китая – интервью Владимира Путина. Это откровенный разговор по самым важным мировым вопросам. Китайцам импонируют слова российского лидера.
– Недавно на "Валдайском форуме" вы упомянули справедливую многополярность, что есть в этом необходимость. Вы также сказали, что порядок, основанный на правилах, это проявление колониального мышления.
– А вы видели когда-нибудь эти правила? Нет, – сразу отвечает Владимир Путин. – Потому что их никто никогда не писал и никогда никто ни с кем не согласовывал. Те, кто говорят об этом, сами придумывают эти правила от случая к случаю так, как им это выгодно. В этом и есть колониальный подход. Потому что колониальные страны всегда считали, что они – люди первого сорта. Ничего удивительного, что сегодняшняя политическая элита, скажем, в США, говорит о своей исключительности. Это и есть рудименты колониального мышления. И ничто иначе. А наш подход совсем другой: мы исходим из того, что все люди равны, все имеют одинаковые права. И права, и свободы одной страны и одного народа заканчиваются там, где появляются права и свободы другого человека или государства. Так постепенно и должен рождаться многополярный мир.
Особенность отношений Москвы и Пекина, подчеркивает Путин, как раз в том, что никто никому ничего не навязывает и учитывает интересы партнера.
– Это не результат сиюминутной политической конъюнктуры в мире – российско-китайские отношения. Они складывались на протяжении двух десятилетий. Мы всегда по любому вопросу старались найти компромисс, даже если это были какие-то вопросы сложного характера, доставшиеся нам еще из прежних времен. В основе всегда лежала добрая воля. Я уже не говорю о той роли, которую играют российско-китайские отношения в деле стабильности в мире. Это фундаментальный фактор, – подчеркивает Путин.
Этот принцип как раз лежит в основе предложенной Пекином десять лет назад концепции "Пояса и пути", что призвана расширить торговые и транспортные коридоры. Идея во многом созвучна и с продвигаемым Москвой проектом Большой Евразии с ее единым экономическим пространством.
И сверить часы перед встречей на форуме лидеров в Пекин уже прилетел российский министр Сергей Лавров.
– Рассматриваем это движение, этот проект в качестве важной составной части продвижения сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды на всем Евразийском континенте. И в этом направлении идут отношения между проектом "Пояса и Пути", и Евразийским экономическим союзом, Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), – поясняет российский министр иностранных дел.
– Мы уверены, что участие Владимира Путина внесет большой вклад в успешное проведение форума "Один пояс – один путь". И станет еще одним подтверждением нашего стратегического взаимодействия, а также придаст новую энергию российско-китайским отношениям, – добавляет его китайский коллега Ван И.
Экономический эффект от тесных двусторонних связей уже ощутим: Пекин – важный торговый партнер Москвы. Намеченная для этого года планка в 200 миллиардов долларов будет даже побита. И продавцы на пекинских рынках этому, кажется, особенно рады.
Торговые комплексы в районе легендарной пекинской улицы Ябаолу тоже в определенном смысле символ Российско-китайских торговых отношений. Это отсюда в девяностые годы челноки всего постсоветского пространства прокладывали для китайского ширпотреба свой "шелковый путь". За это время, конечно, многое изменилось. И сегодня отношения Москвы и Пекина уже далеко не ограничиваются исключительно рыночным "купил-продал".
В активе есть масштабные энергетические проекты: атомные станции, поставки нефти и газа – за "Силой Сибири" последует "Сила Сибири-2", а еще поток инвестиций – от хайтека до сельского хозяйства. И на полях форума еще до его начала – новые соглашения. Китайские инвесторы вкладывают в модернизацию агрокомплексов Красноярского края.
– Китайская компания активно инвестирует на Дальний Восток. Но что она делает? Она пробивает окно для наших продуктов на азиатские рынки, – подчеркивает главный исполнительный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
– В последние 10 лет Россия удвоила свои мощности производства сельскохозяйственных продуктов. И сейчас мы видим очень быстрые темпы развития экспорта из России сельскохозяйственных продуктов – зерновой, масличный и так далее, – добавляет генеральный директор агрохолдинга Жэнь Цзяньчао.
И большие перспективы есть почти во всех сферах экономики от машиностроения до автопрома.
– Буквально вчера я говорил с некоторыми людьми, которых вполне можно назвать автолюбителями с огромным, большим стажем. И совершенно искренне, не зная, что у нас будет с вами сегодня интервью, мне мои собеседники сказали: "Вы знаете, китайские машины на нашем рынке не просто обосновываются, потому что других становится меньше, не только поэтому. Качество улучшается. Качество китайских автомобилей улучшается". Поэтому наши потребители, особенно в соотношении "цена – качество", с удовольствием ориентируются на продукцию китайских производителей, – отмечает Владимир Путин.
Для западного лагеря это как страшный сон. Многих европейских лидеров на форум "Пояса и пути" Китай даже не пригласил. Хотя тот же Жозеп Боррель на прошлой неделе был в КНР. Но только для того, чтобы снова попытаться отговорить Пекин от поддержки Москвы в вопросах Украины. Китай по-прежнему выступает за решение конфликта миром. Россия, напомнил Путин, заинтересована в этом ничуть не меньше.
– А мы никогда не возражали против этого. Более того, даже договорились в Стамбуле в свое время о том, что мы готовы к этому, при обеспечении, хочу это подчеркнуть, законных интересов России в сфере безопасности. И там украинская сторона нарисовала себе такие очень жесткие рамки обеспечения безопасности, – напоминает глава российского государства. – И мы практически с этим согласились. Но как только наши войска отошли от столицы Украины, от Киева, сразу украинская сторона выбросила в печку все эти договоренности. И объявили о том, что будут добиваться "стратегического поражения России", начали боевые действия активные, "контрнаступление" так называемое. Оно с 4 июня продолжается, пока результатов нет. Есть только огромные потери, потери просто огромные: один к восьми примерно, если в соотношении. Мы знаем, естественно, предложения наших китайских друзей, мы высоко ценим эти предложения. Я считаю, что они вполне реалистичны. Но, к сожалению, противная сторона не желает вести каких-либо переговоров, более того, президент Украины издал декрет, запрещающий вести с нами мирные переговоры всем и сам себе. Видимо, начать нужно с того, чтобы отменить этот декрет и объявить о готовности к этим переговорам. Мы готовы.
Китайский нейтралитет Западу не нравится, отчего вовсю выстраивают в Азии блоки по аналогии с НАТО. Как раз против этого, также напомнил Путин, и выступала Москва.
– Для нас чрезвычайно важен внеблоковый характер Украины. Нам же говорили в 1991 году, еще прежняя, тогдашняя, так скажем, того времени администрации США, что не будет расширения НАТО на восток. После этого состоялось пять волн расширения. Пять! И каждый раз мы высказывали свои озабоченности. Каждый раз нам говорили: да, мы вам обещали не расширять НАТО на восток, но это же устные были обещания, а где бумажка с нашей подписью? Бумажки нет, все, до свидания. Понимаете? Как с такими людьми быть? Очень трудно вести диалог.
Вопросы безопасности конечно будут в центре внимания во время личной встречи Си и Путина. Но место наверняка найдется и неформальной беседе. Ведь не случайно Путин на вопрос – так кто же для него председатель Си – ответил определенно: друг.
– У нас в народе говорят: скажи, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. Есть такая поговорка. Поэтому если я сейчас буду нахваливать председателя Си Цзиньпиня, мне будет как-то неудобно. Вроде, как я сам себя нахваливаю. Поэтому я попробую быть объективным. Это, конечно, один из признанных мировых лидеров. Он оценивает ситуацию, анализирует и смотрит в будущее. Это очень важно. Это и отличает настоящего мирового лидера от людей, которых мы называем временщиками, которые приходят на пять минут для того, чтобы покрасоваться на международной площадке, и так же исчезают незаметно, – образно выразился Владимир Путин. – Что касается наших встреч на АТЭС, то мы где-то были, в Индонезии, может быть, и у меня как раз был день рождения. Мы вместе с ним отмечали мой день рождения. Потом уже в Душанбе на другом мероприятии был его день рождения. Мы отмечали его день рождения в ходе работы совместной. Очень хорошая была у нас поездка. Визит был председателя Си Цзиньпина в Россию. И мы потом поехали в Петербург. И ходили на крейсер "Аврора" вместе, катались там на катере по реке Неве. Наверное, это была такая самая спокойная, доброжелательная, именно дружеская атмосфера, где мы наговорились.
После таких откровений понять Россию китайцам будет еще проще. Хотя понимание и так есть, как и курс на взаимовыгодное сотрудничество.