Музей-заповедник "Царицыно" показывает безграничные возможности фарфора
"Фарфор может всё" – утверждает художница Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина. Её работы можно увидеть на новой выставке Музея-заповедника "Царицыно". С автором пообщалась Алия Шарифуллина.
Очень хрупкая мода. Все эти изящные, волшебные наряды "сотканы" из фарфора. Тысячи крохотных пластин, толщиной не превышающих полтора миллиметра, Татьяна Чапургина вручную пришивает к ткани. И статичный фарфор вдруг становится пластичным, получает право двигаться, и даже петь – платья, созданные художницей, не только струятся, но и тонко звенят.
"Поверхности расписываю совсем по-разному. Они бывают надглазурные, подглазурные. Иногда я делаю маленькие плашки прямо по рисунку, а иногда это совершенно прямые плоскости. Но ощущение безграничных возможностей фарфора меня в общем-то вдохновляют", – призналась художник Татьяна Чапургина.
Фарфор может всё – на это указывает и название выставки. Ведущий художник Императорского фарфорового завода, Татьяна Чапургина начинала как художник по тканям. Вероятно, отсюда, принципиально иное отношение к материалу и технике. Например, расписывая вазу, художница прикладывает к её поверхности кружевное полотно и наносит поверх него краску, добиваясь эффекта тающего цвета – сфумато. Этот сервиз – тоже эксперимент художницы. 12 предметов посуды имеют строго регламентированную форму, которая называется "Александр Третий". И декорируют такой фарфор всегда классическим орнаментом. Но только не в случае с Татьяной Чапургиной.
"Это было желание хозяев, чтобы классическая форма была декорирована абсолютно не классически. Я попробовала здесь идти по форме свободно. Этот рисунок называется Timeless but not classic – "Вне времени и вне пространства", – рассказала Татьяна Чапургина.
В творчестве этого мастера очень много цветов и трав. Влияние Врубеля и художников "Мира искусства", как и стиля модерн в целом, прослеживается во многих её работах. Обыкновенные столешницы зацветают дивным садом, вазы покрываются растительным орнаментом. Это не цветочный натюрморт, скорее "портрет", образ-ощущение, цветы как у Бодлера – "застывшие в мечтах, которым нет конца".
"Искусство фарфора имеет свой high level – это ваза. Потому что их делает модельщик, то есть специальные мастера. Потом художник выбирает форму, которая органична его творчеству. Вот например, для Татьяны Чапургиной есть две любимы формы – это "антоновка", яблоко. Большая такая, округляющаяся с белой поверхностью красивой. И ваза "Карелия" – высокая, на которой тоже она может расположить как на фреску свою роспись", – поделилась куратор выставки Ольга Соснина.
Знание фарфорового наследия минувших эпох и азартный поиск новых форм. Татьяна Чапургина мыслит проектно, но новыми замыслами делиться пока не спешит. Возможно, это будет пространство интерьера, полностью украшенное фарфором, где поверхности перетекают друг в друга: мебель, панно, светильники из фарфора дополняет текстиль с той же росписью. Тотальная красота, предназначенная для жизни.