В Омском музее имени Врубеля открылась выставка "Инструменты памяти"

24 октября 2023 10:09
Эскизы и модели знакомят с "закулисьем" городских памятников.

"Инструменты памяти" – выставка в Омском музее изобразительных искусств им. Врубеля. Эскизы и модели знакомят с "закулисьем" городских памятников. Это проекты, которые не только были реализованы, но и остались лишь на бумаге, а еще можно увидеть известные скульптуры в новых ракурсах. На выставке побывала Динара Шамец.

В нишах здания драмтеатра в 1915 году первый профессиональный скульптор Омска – чешский военнопленный Франтишек Винклер – установил бюсты Антона Чехова и Льва Толстого. Это были первые омские памятники. Редкий случай, но тот самый бюст Толстого – теперь музейный экспонат. Скульптуру передали в коллекцию после реставрации здания в 1983 году, чтобы спасти памятник, выполненный из гипса, от капризов сибирского климата.

"Здесь важно то, что Винклер, прежде всего, постарался выявить характер писателя. Он подчеркнул его монументальные черты. Это не только узнаваемые атрибуты вроде бороды и усов, но это и довольно тяжелый, суровый взгляд исподлобья, который, по мнению скульптора, мог характеризовать писателя", – рассказала заместитель директора по научной работе Омского музея изобразительных искусств им. Врубеля Ирина Симонова.

Это прижизненный портрет маршала победы работы Виктора Думаняна. Позже на основе этого эскиза было создано несколько скульптурных изображений Жукова.

"Таких прижизненных скульптурных портретов Жукова очень мало, это, можно сказать, чуть ли не единственный. Жуков позировал скульптору. Ему работа Думаняна понравилась, он даже подарил ему свою фуражку. Эта фуражка хранится в Музее обороны Москвы", – отметил куратор выставки Евгений Груздов.

В шляпе и с яблоком – так чаще всего изображали советского биолога и селекционера Ивана Мичурина. Бюст из омской коллекции – исключение из правил, ученый без привычного головного убора. Это поисковый материал скульптора Дмитрия Жилова к памятнику на ВДНХ. Успешные творческие поиски Георгия Мотовилова, в своей работе однажды "посадившего" Антона Чехова, поддержали
коллеги скульптора: большинство памятников изображают классика сидя. А вот образ Михаила Врубеля, судя по конкурсным эскизам к памятникам и моделям, во время работы скульпторов уходил на второй план. Первостепенными для зодчих становились герои его картин. Исключение – первый и пока единственный в стране памятник художнику. Он установлен на его родине – в Омске. По замыслу скульптора Михаила Ногина, мастер, восходя по лестнице, обронил альбомный листок, а на нём эскиз к последнему большому полотну Врубеля "Шестикрылый Серафим".