Спектакль "Пиковая дама" – в театре "Балтийский дом"
"Пиковая дама" теперь есть и в театре "Балтийский дом". Повесть Пушкина пережила сотни сценических трактовок, но чаще её ставят как мистическую драму. Авторы новой версии предпочли трагифарс. Дмитрий Ясковский побывал на премьере.
Фантасмагория гротескных образов и театральной буффонады – это "Пиковая дама" в постановке режиссёра Натальи Индейкиной. Графиня здесь не роковая демоническая дама, а просто взбалмошная старуха.
"Режиссёр предложил такой способ существования не очень для меня привычный. Это что-то эксцентричное в высшей степени, поэтому было не просто", – призналась заслуженная артистка России Валентина Виноградова.
Режиссёр сознательно переводит фокус внимания с Германа на старую графиню. Ведь карусель буффонады просто не может крутиться вокруг трагической фигуры. Поначалу и Герман тоже вполне комичен, когда вышагивает по сцене с циркулем землемера в руках. Дехиар Гусев сознательно не смотрел на актёрские работы предшественников, говорит – чтобы не уйти в чужие актёрские штампы.
Дехиар Гусев, актер: "Я попытался остаться чистым для этой роли, но мне очень помогли, как ни странно, иллюстрации Бенуа, потому что он рисовал Германа всегда с усами. Так как у меня по жизни есть усы, я подумал – это судьба, и он абсолютно один в один. Вот как я сейчас выгляжу".
Постепенно бурлеск, который балансирует на грани высокой классики Пушкина и ярмарочного балагана, становится драмой. Ведь за столом идёт игра, в которой Герман поставил на карту свою жизнь. Реплики и жесты персонажей размашисты, драматичны и не случайны. Спектакль ставили, опираясь на труды Юрия Лотмана.
"Мы изучали и погружались в феномен игры. Комментарий Лотмана, его книги по поводу того, как играли в карты, что это за игра, помогли. Конечно, жесты я не могу досконально воспроизвести, как играли, но какая-то основа историческая есть", – поделилась хореограф Евгения Хробостова.
Спектакль живой и музыкальный – из 12 сцен в 10 есть хореографические номера. Как говорят авторы, стилистика их "Пиковой дамы" опирается на эстетику Тима Бёртона, фильмы которого пронизаны чёрным юмором, мистикой и готическими элементами. Напряжение достигает своего пика, когда Герман признаётся в любви Лизавете Ивановне.
Гротеск, фантасмагория, грим, хореография, декорации – всё как-будто кричало. Авторы с Пушкиным действительно на дружеской ноге. И несмотря на неожиданную трактовку, зрители приняли спектакль благосклонно.