В Москве открылась выставка к 100-летию со дня рождения Михаила Курилко-Рюмина
Выставка к 100-летию со дня рождения выдающегося сценографа Михаила Курилко-Рюмина открылась в Москве. В экспозицию вошли макеты и эскизы театральных декораций, рисунки костюмов, а также живописные полотна. Подробности у Валерии Кудрявцевой.
Первое впечатление современников от Михаила Курилко-Рюмина – невероятная интеллигентность и элегантность. Его увлечение театром было, кажется, предопределено фактом рождения: отец – главный художник Большого, руководитель мастерской в Суриковском институте, мать – страстный театрал. Михаил с детства знал будущую профессию, но после школы ушёл на фронт, был ранен, потерял руку – рисовать учился заново, левой.
"Как-то неожиданно он принес футляр для очков. Такой маленький футлярчик начала XIX века, кожаный, как под пенсне. На этом футляре была дырочка – в него попал осколок, когда он воевал в первые дни войны. И этот футляр сохранил ему жизнь. Он принёс его и показал, как ценны вещи, как он к ним бережно относился", – сообщает декан художественного факультета ВГИКа, заслуженный художник России Валерий Архипов.
Внимательное отношение к предметному миру отличало всё творчество Михаила Курилко-Рюмина. Он с равным увлечением создавал декорации для драмы, оперы, оперетты, уделяя особое внимание деталям. По его эскизам легко считываются произведения, время, эпоха. Взглянув, например, на эти, каждый увидит "Пиковую даму". Курилко-Рюмин работал с ведущими режиссёрами своего времени, оформил около полутора сотен спектаклей по всей большой стране.
"Невероятный знаток истории материальной культуры, и это важная вещь. Вот если вы будете подниматься по лестнице на эту выставку, первое, что увидите, огромный плакат, отражающий послереволюционное время. Обратите внимание, при всей условности и метафоричности этого плаката, там минимум предметов, но они все абсолютно точные. Казалось бы, мелочь, но эта мелочь создавала подлинность происходящего", – поясняет искусствовед Анаит Оганесян.
С начала 1950-х кроме работы в театре Курилко-Рюмин активно преподавал: сначала во ВГИКе, позже заведовал мастерской в Суриковском институте. Обратная связь с учениками держала художника в форме, заставляя всё время меняться. Он воспитал целую плеяду мастеров, художников театра и кино. Среди его учеников – известнейшие сценографы Валерий Левенталь, Станислав Бенедиктов, Владимир Арефьев.
"Все помнят его особую такую интеллигентность, внимательность, стремление помочь, поддержать", – вспоминает вице-президент Российской академии художеств Татьяна Кочемасова.
"В большей степени он воспитывал в нас вкус, не как категория художественная, а как категория нравственная. Потому что вкус относился ко всему: как вы одеты, как вы говорите, какую музыку вы подбираете. Казалось бы, это не имеет значения непосредственно к эскизу, к макету, но без этого спектакля нет", – добавляет декан художественного факультета ВГИКа, заслуженный художник России Валерий Архипов.
Посвятив себя сценографии, Михаил Курилко-Рюмин никогда не бросал живопись. В основном писал пейзажи, воспринимая это как тренинг руки, ума, сердца художника. Этой странице его жизни на выставке посвящен отдельный зал.