Сергей Добролюбов: "Современное потепление в целом на градус за 100-120 лет – это влияние человека"

25 октября 2023 19:48
Ледник Туэйтса аккумулирует в себе огромный объём воды. Фото University of Gothenburg, Rob Larter.

Декан географического факультета МГУ имени Ломоносова, заведующий кафедрой океанологии, академик Российской Академии Наук Сергей Добролюбов, выступая в прямом эфире радиоканала "Слушаем!" на "Радио России", рассказал о темпах глобального потепления и влиянии на него человечества:

"Если говорить о масштабах 50-100 лет – идет глобальное потепление. Если взять конец 19 века за точку отсчета, то глобальная температура воздуха на земном шаре увеличилась на 1,1 градуса. Из этого количества человек отвечает за 1,07-1,08 градуса – за 98% увеличения. А природные процессы всего лишь 0,02 градуса. Природные процессы – это изменения светимости солнца, влияние вулканов, какие-то внутренние природные изменчивости, которые происходят в атмосфере и океане, поэтому, конечно, современное потепление в целом на градус за 100-120 лет – это влияние человека".

Об изменении температуры:

"Мы говорим о среднегодовой температуре. В наибольшей степени в умеренных широтах, к которым относится Москва, все сказывается на зимних температурах. Зимы стали существенно теплее, а лето сильно теплее не стало. Кроме того, нельзя судить по одному году. Когда климатологи говорят о таких средних величинах – берутся средние показатели за последние 20-30 лет и считаются какие-то средние величины. Отбросы по температуре в любую сторону могут быть в каждый конкретный год".

О влиянии течений Гольфстрим и Лабрадор на климат Европы:

"Есть так называемая атлантическая меридиональная циркуляция. Она работает таким образом, что из Южного полушария она забрасывает в Северное, в Атлантику, теплую воду. Ей на смену идет холодная, глубинная. Эта теплая вода на поверхности из-за того, что у нас в умеренных широтах, в основном, ветер дует с Запада. С Атлантики поднимаются циклоны и несут в Европу тепло и влагу. И если теплой воды станет меньше, то Европе будет поступать меньше дополнительного тепла".

О смещении геомагнитных полей и аридизации, вызванных глобальным потеплением:

"Средняя картина очень часто затушевывает региональные особенности. Например, район Средиземноморья будет гораздо больше "опустыниваться". Поэтому такая напряженность с миграцией в Северной Африке и в передней Азии. Потому что воды все меньше и меньше. Это будет продолжаться десятилетиями. Юг России тоже в этом числе. Бассейн Дона явно видит гораздо меньшее количество осадков. Водность наших южных рек тоже уменьшается. А северные широты, наоборот, будут получать лишнюю воду с осадками. Но для России самое тяжелое – это таяние мерзлоты. У нас в 20 веке было довольно построено городов на мерзлых основаниях. И эти фундаменты плывут. Поэтому современные дома нужно строить, чтобы они не были подвержены этим влияниям оплывающей мерзлоты".

О таянии ледников:

"Есть такое понятие, как арктическое усиление. В Арктике все процессы происходят более резко. И поэтому там, в том числе и в наших умеренных широтах тоже, теплеет не на 1 градус, а на большее количество. В Антарктике меньше. Так как Южное полушарие гораздо меньше подвержено таким серьезным изменениям. Это происходит из-за того, что Южное полушарие, в основном, океаническое. Океан очень трудно вывести из равновесия. Если сравнить ледники Гренландии и Антарктиды – площадь гренландских ледников гораздо меньше, чем антарктических. Но из-за того, что гренландские тают быстрее, их влияние на увеличение уровня океана гораздо больше, чем влияние Антарктиды. Современные модели, которым можно доверять, говорят, что за ближайшие 30 лет уровень океана поднимется на 20-25 сантиметров. Даже при самых жестких сценариях увеличения выбросов СО2 в атмосферу, окиси углерода. До конца века – это 60 сантиметров, максимум 70. Это тоже немало, но все-таки не смертельно".