В Театре имени Маяковского премьера – спектакль "Лес"
В Театре Маяковского премьера – спектакль "Лес" Егора Перегудова, в котором задействованы сразу несколько поколений артистов труппы. Постановку посвятили двум датам: 200-летию со дня рождения Островского и 100-летию постановки Мейерхольда "Доходное место" по пьесе классика. На пресс-показе побывала Юлия Кундрукова.
В одной из первых сцен к зрителям выплывает Счастливцев... на бревне. Зачитывает выдержки из разгромных статей о спектакле, в котором играл. "Лес" – это пьеса прежде всего о театре, говорит режиссёр Егор Перегудов.
Заполнить пространство сцены водой решили в ходе репетиций. Эта атмосфера, как в фильмах Тарковского, играет особую роль в спектакле.
"Изначально была идея, что лес – это что-то дремучее, наступающее, опасное. А сейчас лес – это такая стоялая вода, какое-то место, где ничего не изменяется", – рассказал режиссёр, художественный руководитель Театра им. Маяковского Егор Перегудов.
Для художника постановки Владимира Арефьева сейчас вопрос "почему вода?" звучит странно. Задаёт встречный: "а как по-другому?"
"Нами двигают ощущения от того, что мы сегодня увидели, услышали в этом тексте, в этой музыке. Всё то, что даёт представление о будущем спектакле", – отметил народный художник России Владимир Арефьев.
Вода, рассыпанные яблоки, деревья – всё это символы: времени, несбывшихся надежд и желаний, жизни в целом. Они считываются моментально, благодаря неспешному ритму, в котором развивается сюжет, и довольно аскетичная атмосфера, полумрак и скудный свет, который актёры ловят не сверху, как обычно, а в отражении. Помещица Раиса Гурмыжская в исполнении Анны Ардовой – молода, легка на подъём и, в общем-то, стремится к одному – быть любимой.
"Все в этой пьесе дико одинокие и хотят любви. Все! Собственно, как и все люди, пока не найдут свою половинку, они хотят любви. И я стараюсь играть искренне, что она полюбила", – поделилась заслуженная артистка России Анна Ардова.
Главным героем этого спектакля режиссёр сделал Несчастливцева. И тоже – довольно неожиданное прочтение. "Я его считал Бодхисаттвой, защитником, былинным героем, притчевым", – признался актёр Вячеслав Ковалёв.
По словам постановщиков, они отталкивались от работы Мейерхольда столетней давности – с острым и радикальным монтажом сцен. В этой версии сокращения тоже есть – в основном, экспозиции и повторов, меняется и последовательность событий. А главной темой становится спасительная сила театра. Не как места, а как способа взаимодействия с реальностью. В конце первого акта в Несчастливцева летят помидоры, но ведь при наличии фантазии их можно принять и за цветы. И картина мира меняется на глазах.