Ремесло "людей природы": кто сегодня занимается традиционной выделкой рыбьей кожи в Хабаровском крае
Над бескрайней гладью Амура стелется печной дымок – как и сотни лет назад.
В национальных селах Амура окна почти каждого дома выходят на реку. И это неслучайно: издревле и по сей день Амур для здешних жителей – основа жизни, быта и своей, неповторимой культуры.
Лодки – уже во дворах, кетовая путина окончена, и мастерицы принимаются за работу.
" — Это броня. От злых духов, от болезней, от всего. Также делали детские халатики с чешуей".
Руководитель дома культуры в национальном селе Эмма Гейкер показывает свадебный халат невесты, сшитый из рыбьей кожи. Чтобы изготовить такую одежду-оберег, нужно не менее 60 тщательно выделанных шкурок. Задача, за которую сегодня возьмется не каждый мастер!
" — Раньше траву стелили, чтоб она не скользила. Можно и пораниться, и кожу попортить!".
Валентина – в девичестве Акунка – фамилия досталась от предков-орочей – дважды в неделю преодолевает огромное расстояние и приезжает сюда, чтобы передать свое умение. В арсенале – и старинный костяной резец, и весь современный кухонный инвентарь, – подспорье XXI века!
" — Видно, что им работали.
– Да, это костяной нож, да, им снимали кожу бабушки наши".
Рыбью кожу выделывала бабушка мастерицы. Тогда из нее шили самую обычную одежду, такую носил и отец.
" — Традиционные были и рубашки, также и обувь из рыбьей кожи. И он все рассказывал, когда уже повзрослел, смеялись над обувью, что не могут купить нормальную обувь. И потом он пришел домой, чуть ли не плачет: "Купите мне нормальную обувь". Как бы это, стеснялся уже!".
Так ремесло вышло из моды и со временем оказалось почти утрачено.
" — Оно же запах рыбы все равно.
— Но раньше то, что рыбак пах рыбой…
– Это было нормально! Потому что никуда ему не надо было в свет выходить!".
По сей день лосось – главный кормилец коренных народов Амура. Рыба, идущая на нерест, заложила основу оседлого образа жизни древних людей, затем – появления керамики.
В наши дни мастеров по рыбьей коже немного. Для выделки годится не только лосось, но и ленок, таймень и сазан.
" — Все, это называется "снятие чулком".
Перламутровая и эластичная – это только начало сложного процесса выделки. Когда кожа высохнет, станет твердой как пластик.
" — Потихонечку, чтобы она более-менее размягчалась".
В помощь мастерице – простой деревянный станок, наполированный до блеска долгой монотонной работой.
" — Помягчела как. Потрогайте!
– О, небо и земля. И она нагрелась!
– И вот сравните, какая была".
На следующем этапе нужно снять чешую. Процесс невозможно автоматизировать – только вручную. И здесь подстерегают все шансы испортить лоскут. Такое мастерство передают буквально из рук в руки.
Кожа становится мягкой и ворсистой, как замша. Ее будут разминать и дальше, пока она не станет мягче ткани.
" — Мягонькая такая, гладенькая. Смотрите, структурочка у нее какая. Красивая!".
Уроки кропотливого ремесла Валентина ведет регулярно – мечтает, что технологии XXI века все же не вытеснят то, что хранили веками.
Валентина Жукова (Акунка): "Из поколения в поколение, как передавалось нашим предкам. Как они передавали нам и дошло до нас. Я хочу достучаться, хотя бы чтоб какая-то часть из малочисленных заинтересовались и тоже продолжали!".
Традиционная выделка рыбьей кожи на Амуре вошла в сотню этнокультурных достояний страны. Все, что брали народы в реке и тайге, использовали без остатка. Наследие предков – узоры – как летопись природы – передают богатство этих мест и благодарность человека.
Эмма Гейкер, руководитель дома культуры национального села Верхняя Эконь: "Человек природы, человек, рожденный среди природы. Человек, пользующийся дарами природы. Все, что нас окружает – оно является частью искусства, частью творчества".