Пушкинский музей открывает выставку, посвященную царству Урарту
Пушкинский музей открывает выставку, посвященную царству Урарту – одному из сильнейших государств Передней Азии в первом тысячелетии до нашей эры. О богатой культурной истории древней Армении – Юлия Кундрюкова.
Керамика, скульптуры, памятники письменности, фрески – многовековая история царства Урарту – сложная, насыщенная и богатая своим наследием. Начало – доурартские древние племена Армянского нагорья – ранний бронзовый век. Расписная керамика – черная на красном фоне – традиция, которая сохранилась на несколько тысячелетий. "Территория государства Урарту частично совпадает с Арменией, и в этногенезе армянского народа урарты сыграли не последнюю роль. То есть в этногенезе армянского народа сыграли большую роль местные племена, которые жили на Армянском нагорье, – те самые этиунские племена, которых так называли сами урарты", – рассказала куратор выставки, научный сотрудник отдела Древнего Востока ГМИИ им. Пушкина Анастасия Ясеновская.
Во второй половине IX века до нашей эры урарты, продвигаясь с территории нынешнего востока Турции и части Ирана на север, завоевывают этиунские племена, которым удалось сохранить свою исконную культуру. В царстве Урарту была традиция клинописи – в отличие от ассирийских мастеров, урарты украшали изделия не из железа, а из бронзы, поэтому они отлично сохранились. Этот щит царя Русы I – не боевой, такие вешали в храмах для приношений божеству. "Щит очень красивый. На нем отчеканены разнообразные фигуры, связанные с урарскими божествами. В основном это, конечно, лев и бык – символы урартских богов. Лев, вообще-то, символ царя в первую очередь", – добавила Анастасия Ясеновская.
Щит доставили в Пушкинский из Музея истории Армении. А историко-археологический музей "Эребуни" представил так называемый каменный паспорт города Еревана. "Один из самых могучих монархов урартского государства царь Аргишти I упоминает о постройке города Эребуни. И, согласно интерпретации очень многих известных исследователей, имя столицы Армении – Ереван – исходит от имени Эребуни: Эребуни-Эревуни-Ереван", – пояснил директор историко-археологического музея-заповедника "Эребуни" Микаэл Бадалян.
Крепость Эребуни детально стали изучать не так давно – в середине прошлого века. На раскопки пригласили и художников, которые в цвете фиксировали живописные виды древней земли. Раскопки урартской крепости Эребуни начались в 1952 году. Сотрудники Пушкинского музея и армянской Академии наук обнаружили уникальные росписи парадных построек. В атмосферу этих исторических раскопок можно погрузиться прямо здесь, на выставке: почитать, например, полевые дневники ученых. Вот одна из уникальных росписей – VIII век до нашей эры. На ней – фигура быка, который преклонил колено, и традиционно – дерево граната. В изначальном виде эта роспись состояла из шести ярусов, реставрировалась в 63-м году в Армянской ССР. Эта выставка – результат долгих переговоров, здесь довольно много привозных экспонатов, и директор пушкинского музея Елизавета Лихачева предполагает, что подобные проекты могут и не повториться.
"Спешите видеть, как говорится. Я не думаю, что в ближайшее время столь крупный проект с привозными вещами будет повторен. Поэтому я так благодарна министерству культуры Армении, что они все-таки это сделали", – подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева.
Специально для этой выставки в 2017 году начали реставрацию живописи и керамики, в том числе и этого кувшина, который был обнаружен там же – на раскопках крепости Эребуни. Экспозиция завершается постурартским периодом начала II века до нашей эры.