Реставраторы раскрыли тайны шедевра Артемизии Джентилески
Итальянские реставраторы восстанавливают полотно Артемизии Джентилески "Аллегория таланта" из дома-музея Микеланджело во Флоренции. Об истории создания картины и цензуре, через которую она прошла, – Алия Шарифуллина.
Здесь она такая, какой ее не видели веками – без цензурной вуали, представленная под иным углом зрения – спустилась с "небес" на "землю". Полотно Артемизии Джентилески "Аллегория таланта" 400 лет украшало потолок Каза-Буонарроти – дома-музея Микеланджело во Флоренции. Работу впервые сняли с привычного места в прошлом году, чтобы не только провести реставрацию картины, но и подробно ее изучить.
"Артемизия Джентилески была первой женщиной, которую приняли в престижную Академию художеств во Флоренции. В 1615 году на ее творчество обратил внимание Микеланджело Буонарроти-младший. Он нанял лучших художников своего времени, чтобы украсить свой дом полотнами-аллегориями в честь великого Микеланджело. Артемизии была назначена "Аллегория таланта", – рассказала реставратор Элизабет Уикс.
Художница увидела ее в образе обнаженной девы, которая сидит на небесах и держит в руках компас. Но в оригинальном виде картина просуществовала недолго. После смерти Микеланджело-младшего дом унаследовал его племянник Леонардо, которого такой "откровенный" талант смутил. В начале 1680-х по его заказу знаменитый художник позднего барокко Вольтеррано написал поверх фигуры голубые драпировки. И такой картина дошла до наших дней. Но реставраторам удалось отменить цензуру.
"С помощью рефлектограммы и рентгена мы смогли проникнуть в структуру картины, в каждый ее слой, и наконец увидеть полотно таким, каким его задумывала Джентилески. Мы обнаружили не только контуры фигуры, но даже отпечаток пальца художницы. Но, конечно, мы не стали удалять драпировки. Во-первых, это уже часть истории картины. А во-вторых, при снятии красочного слоя можно повредить первые, более тонкие слои", – сообщила исследователь Доната Магрини.
Но с полотна сняли микрообразцы, что позволило реставраторам выяснить, какие именно пигменты использовала Артемизия, а также обнаружить, что "Аллегорию таланта" реставрировали в конце 1800 гг. Поздние слои краски удалили, открыв оригинальные цвета художницы.
"Джентилески была известна тем, насколько реалистично она могла писать женщин и насколько хорошо могла использовать цвет, чтобы добавить глубины и драматизма своим работам. Мы постарались это вернуть. Нужно было учитывать, что полотно висит на потолке Каза-Буонарроти, поэтому мы убрали всё лишнее, что искажало поверхность, укрепили красочный слой и перенесли картину на расширяемый подрамник, чтобы лучше контролировать натяжение холста", – пояснила исследователь Барбара Сальвадор.
Каждый этап реставрации и его результат можно будет увидеть на специальной выставке в Каза-Буонарроти. Первоначальный вариант картины публике покажут с помощью технологии цифровой визуализации. Выставка – последовательный поиск женщины за вуалью.