С Юрием Темиркановым ушла целая эпоха
Ярчайший музыкант ушел из жизни 2 ноября на 85-м году жизни. Прощание проходило в большом зале филармонии, которую Юрий Хатуевич долгие годы считал своим домом.
Для многих пришедших попрощаться Юрий Хатуевич был воплощением и Ленинграда, и Санкт-Петербурга, и музыки. В большом зале собрались родные и близкие, с кабардино-балкарской родней он поддерживал связь всю жизнь. Но сначала выступили музыканты. Заслуженный коллектив России исполнил любимую музыкантом 5-ю симфонию Чайковского. Юрий Хатуевич любил свой оркестр безмерно, для каждого был родным человеком.
"Сколько он отдавал лицом, не только руками. Сколько раз мы играли "Шехерезаду", столько раз он и говорил, расскажите мне сказку", – говорит Народный артист России Лев Клычков.
Свою сказку маэстро рассказывал фантастически заразительно. Не дирижировал, танцевал.
Дирижируя "Ленинградской симфонией" Шостаковича он как будто нервно шевелит пальцами, но от этого движения что-то происходит в оркестре, в целом большом зале. У барабанщика – ненависть на лице. Публика онемела. Темирканов дирижирует плотно сжатыми кулаками. Каждое его движение словно перечеркивание блокады, войны, он ставит на ней крест и бессильно закрывает глаза. Больше часа исполнения – Темирканов заканчивает войну.
Юрий Хатуевич вырос в маленьком Нальчике. Мама была неграмотной горской женщиной, отец – начальником управления по делам искусств. В их доме бывали Немирович-Данченко, Прокофьев. Но произошла трагедия, о которой не скажешь без слез.
"Отец мой ушел в партизаны, у них была одна сабля на троих, его предали, ему был 31 год, когда его расстреляли", – вспоминал Темирканов.
Отец успел передать через старшего брата: пусть Юра учится. Вскоре весь Нальчик знал: растет талант. Учителя скинулись на одежду и билет в Ленинград, который и покорил, и покорился.
"Чтобы играть музыку за нотами, как говорил Темирканов, нужно прожить честную и посвященную искусству жизнь. И он сам, и его оркестр – явление мирового масштаба, Всей своей жизнью он показал: его музыка звучит с небес", – рассказал музыкант Сергей Ролдугин.
Он руководил прославленным Кировском театром. В Ленинград ехали специально, чтобы услышать и увидеть "Онегина", "Пиковую даму", "Войну и мир", "Бориса Годунова".
"У нас была чудесная компания, Майя Плисецкая, Родион Щедрин… Мы больше никогда так не собирались", – вспоминает дирижер Валерий Гергиев.
"Я провожаю очень близкого человека, светлого, строгого в работе, но очень легкого в общении. С ним хорошо было выпить красного вина, поговорить о жизни, не только о музыке", – скорбит президент Русского музея Владимир Гусев.
О доброте и душевности маэстро Темирканова складывались легенды. Вся культурная верхушка культурной столицы знала: Юрий Хатуевич изумительный собеседник. Легко сходился с людьми и был безмерно скромным. Иван Краско подружился с ним на премьере в БДТ, так и не понял, с кем именно нашлось так много общего.
"Рядом со мной была актриса Татьяна Абросимова. Она говорит, познакомь нас, пожалуйста. Я спросил, а кто это. Она возмутилась, говорит, ты с ума сошел, это же Темирканов. Мы с Юрой потом так долго хохотали", – рассказал Краско.
Свое любимое воспоминание есть у каждого друга. Директор Большого театра Владимир Урин, навещая Темирканова, останавливался в гостинице прямо через дорогу.
"Маленький эпизод совершенно, мы вышли, он говорит, нет, я должен тебя довести до отеля. Гостиница "Европейская". Зачем? Нет, я должен довести. Мы делаем круг по площади, и только там прощаемся. Это была последняя встреча", – говорит Урин.
С последним аккордом оркестр спускается со сцены. Осиротевшие музыканты прощаются со своим учителем. Который был проводником от души композитора и до каждого гостя.
Похоронить Юрия Темирканова было решено на кладбище в Комарово. Здесь целый некрополь, и цветы, конечно, ложатся и на другие могилы. Анна Ахматова, Дмитрий Лихачев, Даниил Гранин – эти люди были душой, совестью Ленинграда и Петербурга. Таким был и Темирканов.
В память о маэстро в Мариинском театре состоялся бесплатный концерт, дирижировал Валерий Гергиев. Новый центр культуры в Нальчике и музыкальная школа в Петербурге будут носить имя Юрия Темирканова. Везде, где был он, музыка звучала иначе. Закончилась целая эпоха.