В Тульском филиале ГИМа показывают "Шедевры Императорского стеклянного завода"

07 ноября 2023 10:26
Над каждым изделием корпели мастера. Над эскизами, например, работали знаменитые архитекторы и художники – Росси, Воронихин, Стасов. Вся роспись и резьба только вручную.

Из Москвы в Тулу привезли шедевры Императорского стеклянного завода. На выставке в филиале Исторического музея – изделия из керамики, стекла и хрусталя. Кира Черьевская – подробнее.

На экспозицию в оружейную доставлено 141 произведение искусства XIX – начала ХХ веков. Столько их одновременно ещё не выставлялось ни разу.

"Колоссальнейшая коллекция, потому что Императорский стеклянный завод не делал ширпотреба. И вот так в магазинах его вещи не продавались", – отмечает заместитель генерального директора по научной работе Государственного исторического музея Андрей Яновский.

Существовал Императорский стеклянный завод на протяжении двух веков. Из частной мануфактуры перешёл в государственную, и при Екатерине II начался его расцвет. Над эскизами, например, работали знаменитые архитекторы и художники – Росси, Воронихин, Стасов. Вся роспись и резьба только вручную. А цвет – это результат содружества искусства, химии и мастерства. Готический сервиз – яркий тому пример.

"Вся сложность была в особом наложении стекла. Основа сделана из бесцветного хрусталя, а поверх накладывался слой кобальтового стекла, синего насыщенного цвета. Когда мастер по огранке получал изделие, оно было полностью синее. И искусство заключалось в том, чтобы отсечь всё лишнее", – объясняет экскурсовод филиала Государственного исторического музея в Туле Дарья Тамуркина.

Каждый предмет для государева двора проходил приёмку у директора завода. Брак били молотком. Неудивительно, что в итоге некоторые предметы сервизов или интерьера были только в единственном экземпляре. Хотя символ этой экспозиции – рубиновая ваза – была изготовлен в шести экземплярах.

"В ней сосредоточено буквально все: это и изящество форм, характерное для стиля ампир, алмазная грань, русский камень – вот всё, чем славились тогда наши мастера. Но особенность этого произведения в том, что здесь применяется технология рубинового стекла. Данный цвет получается путем добавления в стеклянную шихту золота высокой пробы, растворенное в царской водке", – уточняет Дарья Тамуркина.

Императорский стеклянный завод в конце XIX века был присоединён к фарфоровому и как самостоятельное отделение просуществовал до 1917 года. Художественная продукция завода в своё время имела большой успех на иностранных выставках, а теперь это бесценные экспонаты со своей историей России.