"Чувства Анны" – премьера черно-белой антиутопии Анны Меликян
Антиутопия в черно-белых тонах. Премьера нового фильма Анны Меликян "Чувства Анны" прошла в Москве. Алия Шарифуллина делится впечатлениями.
Анна Меликян в отечественном кинематографе доказывает, что авторское кино в обход всех существующих стереотипов может быть любимо широкой публикой. В качестве иллюстрации – премьерная дорожка, где, кажется, собралась абсолютно разная Москва. Самый необычный, самый чувственный, самый взрослый фильм, по словам режиссера. Самый смелый и про принятие себя – по словам актрисы.
"Это как хорошая книга, которую можно читать с точки зрения сюжета, либо смыслов, либо хорошего киноязыка. В этом смысле это кино уникально. По моим наблюдениям, сложно что-то сразу сказать после просмотра, понимание формулируется через день, через два, потому что оно имеет оглушающий эффект", – отметила заслуженная артистка России Анна Михалкова.
"Сладкая женщина" Анна – работница пермской кондитерской фабрики. Изо дня в день вместе с остальными оцепеневшими от рутины коллегами, часами стоит у ленты конвейера. Вокруг пластиковые лица, застывшие взгляды, нахмуренные лбы создают продукцию, приносящую людям удовольствие и праздник – шоколадные конфеты. В конце одного из типичных дней Анна вдруг падает, ударяется головой и с этого момента начинает слышать инопланетные голоса.
"Гоголь по-моему так писал. Он описывает детали очень мелко. А потом раз – отлетает в космос – и оттуда, из космоса, лучше видно и понятно, издалека, с дистанции", – заметила режиссер Анна Меликян.
"Про любовь" – главная и сквозная тема фильмов Меликян. "Чувства Анны" тоже об этом – о спасительной силе любви, которой всё труднее нас спасать. Представители внеземных цивилизаций пытаются предупредить, что склонность к насилию приведет человечество к самоуничтожению уже через 10 лет, что, увлеченное техническим прогрессом, оно забыло о нравственной эволюции. "Одумайтесь!", – призывает инопланетный разум. Так почти 120 лет назад писал и Лев Толстой, но так и не был услышан. Глухими люди остались и к этим космическим призывам. Несмотря на потребность публики в контактерах или Мессии, она не готова воспринимать смысл сказуемого. "Муравейник живет. Кто-то лапку сломал – не в счет… А помрет, так помрет", – вторит песня Цоя.
"Человечество настолько запуталось здесь, что нам кажется, что где-то в другом месте мы сможем начать что-то новое, заново. Там будет мы более разумными, рациональными, но это не так. Мы не справляемся здесь. Это как раз очень прекрасная мысль, чтобы задуматься о том, что происходит на планете", – рассуждает Анна Михалкова.
Магический реализм, антиутопия, антимилитаристская притча о мирском и небесном, о теле и духе, о потере почвы и всеобщей дезориентации во времени и пространстве. "Чувства Анны" скачут от смысла к смыслу на фоне медленно погибающего от пандемии мира и подготовки космической экспедиции на Марс. Значит ли это, что люди смогут спастись или ещё одна планета превратится в конвейерную ленту, по которой обреченно потянутся шоколадные конфеты, созданные без любви?