В российском сельском хозяйстве не хватает 200 тысяч человек
Директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Анатолий Тихонов, выступая в прямом эфире радиоканала "Слушаем!" на "Радио России", прокомментировал эту новость:
"Кадровый голод в сельском хозяйстве зависит не только от стоимости ГСМ (горюче-смазочных материалов). Это вопрос комплексный, очень сложный, и в одночасье его не решить.
Это началось еще в конце Советского периода и в перестроечные времена. Жуткие девяностые годы, когда совхозы и колхозы разрушились. Все вместе повлияло на то, что была разрушена и система образования, и система привлечения молодых специалистов на село, которая успешно действовала в Советском союзе. И самое главное – упала доходность, рентабельность этой отрасли. У нас некому было работать, некому было выращивать. Поэтому наши лаборанты у правителей государства в то время решили проблему "простым" способом: открыть границы и нам все привезут.
Сейчас сельское хозяйство у нас имеет совершенно другой вид. Оно очень дифференцировано. Мы видим все уклады сельского хозяйства: и мелкое товарное производство, и индивидуальное производство, фермерское и промышленное производство.
Крупные комплексы могут привлекать людей. Они могут строить жилье, строить целые поселки для своих производств. Они сотрудничают и даже создают свои школы фермеров. А вот средние и мелкие производства этого себе позволить не могут. И если 10-15 лет назад они бегали по сельхозкооперативам и перенимали друг у друга кадры – особенно во время уборочной или посевной компании – и на этих коротких промежутках трактористы и комбайнёры могли достаточно хорошо заработать, то сейчас от этих проблем, которые мы наблюдали, мы видим стоп-факторы, которые затрудняют сельское хозяйство".