Испанской теме в отечественном искусстве посвятили выставку в Пушкинском музее

13 ноября 2023 17:00
В солнечной Испании русский человек искал диковины, особенно после Пушкина, сделавшего "испанофильство" модным и никогда в Испании не бывавшем.

Образы Испании в русском искусстве XIX-XXI веков. Пушкинский музей открывает выставку, которая рассказывает, какое влияние испанская культура оказала на творчество отечественных художников. Ксения Егорова продолжит.

"Дорогая Маня, здесь изображен последний момент боя быков" – вот так и выглядела обыкновенная открытка русского путешественника, среди которых были Илья Репин, Василий Суриков, Константин Коровин, Максимилиан Волошин. Последний так вообще проехал через Пиренеи на велосипеде и изобразил Испанию так похоже на Крым.

"Он туда приехал вместе с компанией своих ровесников-художников: Елизаветой Кругликовой, Остроумовой-Лебедевой. Они наслаждались этой свободной, разгульной жизнью, как вот мы в Судаке в 90-е годы, если кому-то как-то отзывается этот опыт. У них было примерно тоже самое", – рассказада куратор выставки Елена Каменская.

Периодика XVIII века. "Известие о двух чудах, лесном и морском, пойманных в Гешпании". Наше первое познание страны в таком вот газетном формате. В солнечной Испании русский человек искал диковины, особенно после Пушкина, сделавшего "испанофильство" модным и никогда в Испании не бывавшем. Завораживало нашего человека в этой стране буквально все: от цвета неба до архитектуры. Тут даже автор проекта Пушкинского музея Роман Клейн воспринял страну не как архитектор, а как тонкий ценитель акварели.

"После того как большая сложная стройка была закончена в 1912 году, Роман Иванович отправился в путешествие по Европе и в том числе посетил Испанию. Это как раз замечательный способ взглянуть на то, каким образом архитектор, досконально знающий конструкцию и построение пространство, создавал эти легкие эскизы, но при этом довольно точные и довольно детально проработанные", – отметила куратор выставки Дарья Колпашникова.

Для тех, кто до Испании не добрался, была мечта и литература. Этого Дон Кихота в исправительном лагере на станции Тайга с помощью подручных средств изображал репрессированный художник Михаил Соколов, это помогло ему выжить. Дон Кихот и другие персонажи в эскизах театральных костюмов наших авангардистов. И вот, например, "Испанка" Наталии Гончаровой. Петр Кончаловский не просто пишет страстные испанские сценки. В его семье живёт Конча – ребёнок, вывезенный из охваченной гражданской войной страны.

Это тоже Испания, только не яркая и жизнерадостная, а сражающаяся с фашизмом. Редкие кадры фильма "На помощь женщинам и детям Испании 1936 года" – документ эпохи. Потом их использовал Андрей Тарковский в своем "Зеркале", а дети, крепко держащие но пасаран в кулачке, остались. Некоторые из них стали художниками, очень русскими по духу. Те, кто хорошо изучил предмет, говорят, мы очень похожи и очень разные, как белое и черное, свет и тень, жизнь и смерть. Всё как в Испании, где воспринимают события трагично, любят ярко, а живут страстно.