В Музее современного искусства открылась выставка работ Дмитрия Налбандяна
"Невозможное невозможно". В Московском музее современного искусства открылась выставка, посвященная народному художнику СССР Дмитрию Налбандяну. В экспозиции работы из коллекции его музея-мастерской, основанной 30 лет назад. Репортаж Антона Николаева.
Первая кисть политбюро – так можно охарактеризовать творчество художника Дмитрия Налбандяна. В Московском музее современного искусства к 30-летию его мастерской, которая входит в состав музея, показывают не только его самые известные работы, но и изнанку творчества. Вот портрет Сталина в его кабинете, а вот фотография. Интерьер тот же, а пропорции совсем иные, изменен и ракурс. На картине Сталин смотрит как бы немного сверху, по сравнению с мебелью его рост выглядит неестественно маленьким. Сохранились в архивах студии Дмитрия Налбандяна и вот такие фотографии с вырезанными портретами советских деятелей вроде Лаврентия Берии.
"Он застал целую эпоху – с 1906 по 1993 гг. На материале Дмитрия Налбандяна можно проследить, как развивалась динамика каких-то определенных тем в разные десятилетия существования Советского Союза", – отметила руководитель Музея-мастерской Дмитрия Налбандяна.
Картинами Дмитрия Налбандяна можно иллюстрировать учебник по истории СССР. Вот, например, портрет Никиты Хрущева, а это следующий генсек – Леонид Брежнев. Помимо официальных мероприятий вроде съездов КПСС, художник запечатлел и важный для биографии Брежнева период Великой Отечественной войны. Эту картину, к слову, использовали для иллюстрации альбома с пластинкой "Малая земля", но ограничиваться только соцреалистической живописью авторы экспозиции не стали. Если бы не политический заказ и время, в которое жил художник, вполне возможно, его творчество, если судить по этим картинам, развивалось бы совсем в другом направлении.
"Если говорить про саму живопись, то генетически она уходит корнями в традицию дореволюционную, академическую, потому что учился художник в Тбилиси, откуда он родом, в Академии художеств у таких мастеров, как Лансере, Татевосян – крупные мастера того периода. Оказавшись в Москве, он, в свою очередь, во многом определял традицию московской школы", – рассказал заведующий научным отделом Московского музея современного искусства Андрей Егоров.
И, конечно, близкая и родная для художника тема Армении и ее культуры. Одним из центральных полотен этого раздела является коллективный портрет участников известного армянского литературного клуба, который действовал в Тифлисе на рубеже XIX и XX веков.