Куда и почему пропадают деревни Томской области: Уптала
Такая же участь ждала и деревушку Уптала, которой теперь не существует. О том, как и почему она перестала существовать, корреспонденту интернет-редакции "Вести. Томск" рассказала Татьяна Назаренко, краевед, сотрудник Томского краеведческого музея.
Как рассказала Татьяна, понять, жива деревня или нет, можно по состоянию кладбища. И не по наличию "свежих" могил, а по тому, насколько ухожены старые. На этих землях еще можно изредка увидеть пожилых людей, которые приезжают на могилы предков – прибраться, отреставрировать памятник. А несколько лет назад кладбище в Уптале горело, многие могилы исчезли и восстановить их не получилось. Однако потомки коренных жителей приложили усилия и несколько захоронений спасли.
"На месте этой деревни остались исключительно "пятна", где растет крапива. Раньше на этих местах стояли дома жителей деревни. И самое трагичное и трогательное здесь, что деревня прекратила свое существование в 1972 году. Последние люди уехали 50 лет назад с родной земли и изредка возвращаются повспоминать свое детство и молодость, навестить могилы предков", – рассказывает Татьяна.
Эта деревня была основана в 1910-е годы столыпинскими переселенцами. В 40-е годы в Упталу переселяли латышей, которых расселили в тот жилой фонд, который тогда был в деревне – чаще всего это были брошенные дома в аварийном состоянии. Адаптация новых жителей была тяжелой – сибирский морозный климат, вещевой минимум, который не позволял комфортно жить, голод. Некоторые этих изменений так и не пережили, а те, кто смог адаптироваться, на долгие годы остались в Уптале.
"В послевоенное время латыши настолько адаптировались, что невозможно определить по описаниям хозяйства в записях архива, где выселенные латыши, а где – коренные, прибывшие сюда добровольно. У них одинаковые дома, одинаковое количество скотины, одинаковое количество огородов", – делится краевед.
Почему же деревня, в которой так хорошо жили люди, была ликвидирована? Как отмечает специалист, в послевоенное время по всей стране наблюдалась убыль мужского населения, нелегко пришлось многим поселениям. Ведение хозяйства легло на хрупкие женские плечи, ведь мужских рук не хватало. К тому же, Уптала попала под "укрупнение", когда мелкие деревни и села присоединяли к крупным поселениям.
"Людей уводили на поля работать. Верхне-Сеченово выступало тогда как "центр притяжения". Ведь в самой Уптале, например, находилась своя школа, но только начальная. А дальше ребятишки ходили каждый день в Верхнее Сеченово за пять километров от деревни. Некоторые дети оставались жить в интернате, чтобы не ходить такое расстояние каждый день, но многие все же выбрали бегать домой по морозу", – рассказывает специалист.
Для власти вырисовывалась исключительно экономическая картина – лучше, чтобы дети жили в одном селе и ходили в нем в школу, да и хозяйство пусть развивается. Но для самих жителей это стало разрывом связи – с предками, с соседями, с семьей. Для многих бывших жителей Упталы это действительно стало трагедией.
Теперь на месте бывшей деревни лишь крапива и трава. Сейчас уже трудно определить, где какой дом стоял, где жили соседи. Здесь теперь никто не живет, однако последние обитатели деревни, которые уже стали бабушками и дедушками, по-прежнему стараются приезжать в родные края, заходят на кладбище к своим родственникам, прогуливаются по знакомым улочкам и вспоминают свое счастливое детство.