Московская академия хореографии отметит юбилей на сцене Большого театра

24 ноября 2023 10:05
Свою историю она ведет с 1773 года.

Московская академия хореографии в этом году отмечает юбилей. Вот уже 250 лет она сохраняет традиции балетного искусства и передает их новым поколениям. Репортаж Анны Шустер.

Их всегда можно узнать по осанке и убранным волосам – в Академии хореографии запрещены макияж и распущенные волосы. Те, кто хочет стать артистами балета, поступают сюда после 4-го класса и учатся почти восемь лет – шесть дней в неделю, с утра до вечера. Уроки по школьной программе чередуются с балетными.

Если бы эти юноши учились в школе, они сейчас бы оказались в 11-м классе. Но здесь отсчет иной – учиться нужно на год дольше. Потом лучших выпускников приглашают в Большой театр. Валерий Анисимов служил там 20 лет – с 1972-го. Сегодня он вспоминает, как поступал в балетное училище – за компанию. "Поступала моя сестра, ее не приняли, а я занимался в то время спортивной гимнастикой, и мне совсем не хотелось идти в балет. Я говорю: "Там только одни девчонки", а мама говорит: "Ну, давай попробуем", – поделился завкафедрой классического и дуэтного танца Московской государственной академии хореографии Валерий Анисимов.

Так он, мальчик из семьи мастера по установке станков и бухгалтера, попал в мир высокого искусства. Интересно, что 250 лет назад танцевальные классы также служили социальным лифтом. Крупнейший государственный деятель эпохи Екатерины II, действительный тайный советник Иван Бецкой, задумал сформировать из учеников Императорского воспитательного дома людей нового типа, чтобы они "служили Отечеству делами рук своих в различных искусствах и ремеслах".

В воспитательный дом принимали сирот, незаконнорождённых детей или тех, кого родители не могли содержать в силу бедности. В этих сторожках располагались аналоги современных бэби-боксов. Буквально в нескольких шагах – здание самого воспитательного дома, где располагались первые в Москве балетные классы. Первым, кто начал обучать детей из воспитательного дома танцам, стал итальянец Филиппо Бекари. Вот он – уникальный исторический документ – приглашение Бекари на службу. Бумага подписана в конце 1773 года. Историю Академии хореографии ведут с этого момента.

Интересно, что количество детей, набранных Бекари на обучение, было почти таким же, как в наши дни. Каждый год в академию поступает полсотни мальчишек и девчонок со всей страны. "Филиппо Бекари набрал 26 девочек и 28 мальчиков и начал обучать их тонкостям танцев, "составлять фигуру", как тогда говорили. И в течение трех лет он учил детей этим дисциплинам, четыре раза в неделю с 7 до 11 утра", – рассказала начальник историко-архивного отдела Московской государственной академии хореографии Зайтуна Ляшко.

За 250 лет существования учебное заведение переезжало несколько раз. Ректор Московской академии хореографии Марина Леонова помнит, как пошла в первый балетный класс в здании на углу Пушечной и Неглинной улиц. "Это здание Императорского театрального училища, сейчас здесь располагается школа Щепкина, ГИТИС. Вход был со двора – с Пушечной улицы", – пояснила ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка России Марина Леонова.

А в 1967 году академия переехала в более просторное здание, со своим учебным театром. История МГАХ отражена в новой экспозиции. Ее автор – Ирина Федотова – тоже училась здесь. После выпуска она много лет танцевала в Большом, а когда получила травму, стала архитектором-дизайнером. Украсить фойе учебного театра личными вещами великих балерин прошлого – идея Ирины. "Лиф Натальи Архиповой, пуанты Маргариты Дроздовой, балетные туфли Раисы Стручковой, ну и, конечно, балетные туфли Екатерины Максимовой", – показала автор идеи выставки Ирина Федотова.

А вот хитон, который Екатерина Максимова носила, когда училась в 9-м классе. Сегодняшние воспитанницы академии мечтают, что когда-нибудь их костюмы тоже попадут в музей, а пока они грезят о большой сцене и готовятся к концерту в честь юбилея альма-матер. В эту субботу они выйдут на Историческую сцену Большого театра.