"Структуры непокоя": выставку в Новой Третьяковке посвятили Виктору Казарину

27 ноября 2023 19:43
Иконы, фрески Дионисия, Малевич, Поллок, Ван Гог – Казарин учился у великих.

"Структуры непокоя": в названии выставки Виктора Казарина в Новой Третьяковке – суть творчества художника в 80-е – 90-е годы. Это было время экспериментов, взрывных и полных напряжения полотен. О том, как они создавались, – Елена Ворошилова.

На входе зрителя встречает ворона. Чтобы рассмотреть ее надо отойти подальше. Тогда в абстрактных линиях и жестких мазках, можно увидеть голову, глаз, клюв птицы. Любимая модель Виктора Казарина. "Это написано гигантской, практически малярной кистью. Вспомним, что работал он на полу. Раскладывал на полу большие холсты и просто, как Джексон Поллок, проводил некое шаманское действие", – рассказала куратор выставки Ирина Горлова.

Сын художника Дмитрий Каварги – хранитель картин своего отца. Для афиши экспозиции взял работу 1986 года "Арба" из фондов Третьяковки. Гигантские холсты разбивают пространство зала. Это работы 1985–1986 годов. Те самые структуры непокоя, которые художник будет писать снова и снова. "Он перешел от малого формата – тут представлены совсем малюсенькие работы – к этим огромным холстам. У него хватало сил, уверенности. Именно на таком размере ему оказалось комфортнее всего работать", – пояснила дизайнер выставки Елена Каварги.

Родители Виктора Казарина мечтали о стабильной профессии для сына. Например, шлифовальщик в институте машиностроения. Его хватило на два года. Потом пединститут, графический факультет. Искусство вошло в жизнь Виктора Казарина. Иконы, фрески Дионисия, Малевич, Поллок, Ван Гог – он учился у великих. Создавал абстрактные истории. Наполнял картины странными существами. "В любой его абстрактной работе, мы всегда увидим сюжет, некую тему, историю", – отметила Ирина Горлова.

Он пишет яростно и много. Выставляется на Малой Грузинской. Знакомится с Анатолием Зверевым. Создает творческую группу "Молот." В 1991-м на персональной выставке в Манеже показал 600 картин. А еще Ферапонтово. Художник построил на свои деньги мост к монастырю. Местные и назвали его мост Казарина. И всё время писал. "Мастерская, которая представляла собой небольшую однокомнатную квартиру, была вся залита краской, весь пол. Он часто работал на полу на больших холстах. Прямо ходил по ним и работал исступленно", – добавила Ирина Горлова.

Линии, формы, цвет, фактура и, конечно, зашифрованные истории Виктора Казарина. Вряд ли получится разгадать их с первого раза. Но можно попытаться.