Марина Мещерякова: "Большая опера" – двигатель для певцов: конкурс делает их известными!
Член жюри седьмого сезона проекта "Большая опера" — оперная певица, заслуженная артистка России, обладательница редкого по красоте голоса Марина Мещерякова. В 1991 году она с успехом дебютировала в Большом театре, а позже к ней пришло признание и за рубежом, чему свидетельством стали ангажементы в театрах Ла Скала, Ковент-Гарден, Метрополитен-опера.
О том, как непросто певцу бывает участвовать в состязаниях, обладательница премий конкурса "Бельведер", Competizione dell` Opera и многих других, знает по своему опыту. Об участии в "Большой опере-2023″ член жюри конкурса Марина Мещерякова рассказала Алисе Алексеевой.
А.А.: Марина Ивановна, в начале своей карьеры вы прожили четыре месяца у Личии Альбанезе, мировой звезды, любимицы Артуро Тосканини. Она оказалась для вас не просто педагогом, но и духовно близким человеком, ведь ее метод обучения — жить бок-о-бок с учеником в одном доме, готовить вместе еду, говорить о планах... Прошло уже много лет с тех пор. Как вы думаете, существуют ли сегодня альтруисты, готовые взращивать молодые таланты буквально у себя дома?
М.М.: Думаю, да. Мне кажется, что все времена одинаковые, и палитра человеческих качеств большая. Я благодарна судьбе, что Личия Альбанезе, как и Елена Ивановна Шумилова (ведущее сопрано Большого театра — прим. ред.), преподавали мне. Елена Ивановна дала вокальную школу, а Личия Альбанезе — понимание итальянской стилистики.
А.А.: Какие конкурсы сыграли значимую роль в вашей карьере?
М.М.: Их было очень много. Когда в 1993 году я спела все три тура на "Бельведере", премию я не получила... Хотя отбор был колоссальный, ведь в зале на конкурсе сидят директора главных театров мира. Я решилась участвовать в нем снова в 1995-м и получила Первую премию. Для меня открылись все двери сразу — посыпались ангажементы, контракты, это стало важным этапом в карьере. После, в 90-х, я дважды победила на Competizione dell` Opera в Германии. Эти конкурсы вдохновили меня и "толкнули" в объятья театров.
А.А.: Певцу сложно слушать, как оценивают его выступление?
М.М.: Да. Одно дело — петь родственникам на кухне — все счастливы и в восторге. Совершенно другое, когда это становится твоей профессией. Тебя и оценивают профессионально... Но кто бы что ни говорил, "Большая опера" — это мощный двигатель для певцов: конкурс делает их известными!
А.А.: Вы в качестве жюри на "Большой опере" уже во второй раз. Первый опыт был в 2016 году. А просто ли быть по другую сторону музыкальных баррикад и — что случается — говорить конкурсантам "нет"?
М.М.: Я считаю, что выступающие на "Большой опере" — это молодые певцы и наши коллеги, замечать в них недостатки — совсем непросто. Но делать это приходится, ведь так устроена программа. Мне бы хотелось, чтобы участники подбирали подходящий для их голоса репертуар. Может быть, в дальнейшем, наши оценки станут для конкурсантов полезным уроком.
А.А.: В вашем репертуаре немало партий великого Верди. Вас даже называют "вердиевской певицей". Творчеству итальянского композитора посвящена одна из программ проекта. Кто-то из участников "Большой оперы" даже сказал, что на ариях Верди можно потерять голос. Расскажите, петь оперы Верди так сложно?
М.М.: Я не могу сказать, что Верди — самый сложный композитор, но однозначно есть особенности его исполнения. Представитель школы bel canto, он наполнил ее реализмом. Параллельно с этим, оркестры стали увеличиваться, добавилось много медных духовых инструментов. Исполнять Верди сложно, даже имея весь арсенал техник, потому что нужно звучать насыщенно на фоне такого оркестра. Трудно найти баланс между "легким" и достаточно плотным звучанием.
Вторая сложность — на слуху все его мелодии в знаковых интерпретациях. Мы имеем огромное число певцов, которые стали знаменитыми благодаря ролям в операх Верди. Нам есть, с чем сравнивать.
А.А.: Приоткройте завесу тайны. Как происходит выбор победителя "Большой оперы": каждый член жюри присматривает фаворитов в течение всего сезона, или оцениваются какие-то лучшие выступления в отдельной программе?
М.М.: На протяжении семи программ мы видим возможности каждого участника проекта: он раскрывает совершенно разные палитры человеческого таланта. На программах участники поют не только русскую и итальянскую музыку, но и отдельно арии Верди, Оперетту, Романс — это все раскрывает конкурсантов с разных сторон. Чем богаче и красивее звучит голос в разном репертуаре, тем больше баллов суммируется...
Фавориты есть и на первых этапах, но они могут сойти с дистанции. К "отсеиванию" приводит непонимание певцом слабых сторон своего голоса и неправильно подобранный репертуар.
А.А.: Как понять, что певцу еще рано петь тут или иную партию?
М.М.: Это не только оценка педагога. Человек должен сам себя чувствовать, понимать, справляется он или нет. Беда случается, когда участник берет в программу конкурса произведение только потому, что оно ему нравится...
А.А.: Марина Ивановна, съемки проекта насыщенные. Удается ли вам пообщаться с коллегами — Медеей Ясониди, Дмитрием Бертманом, Марко Боэми, Желько Андричем за стенами павильона?
М.М.: Мы все время общаемся. У нас хороший тандем, и мы друг друга понимаем, слышим, никогда не конфликтуем. У каждого из нас свое мнение, при этом, в результате стараемся прийти к единому. У всех много работы, но я надеюсь, что в интервале между программами мы сможем друг с другом провести чудесные вечера.
А.А.: Как вы оцениваете седьмой сезон проекта "Большая опера" в целом?
М.М.: Этот конкурс — на мой взгляд, самый сильный. Все конкурсанты идут очень ровно, и сложно выбрать кого-то одного. Я желаю участникам настоящей работы, режиссеров, дирижеров, с которыми они построят свои потрясающие роли. Самое главное — не кто победил на проекте. Самое главное, что победила музыка.
Новый выпуск шоу "Большая опера" смотрите 2 декабря в 18:00. Участники конкурса исполнят арии из опер Дж. Верди.