"Импрессионисты на бумаге": как художники изменили мир искусства

02 декабря 2023 19:34
Всего на выставке в Лондоне – 77 работ. Кроме всемирно известных имен, здесь представлены женщины-импрессионисты, которые когда-то были в тени их коллег-мужчин.

"Импрессионисты на бумаге" – название выставки в Королевской академии художеств в Лондоне. Она рассказывает, как на рубеже XIX–XX веков художники вложили новые смыслы в, казалось бы, самый обычный рисунок. Валерия Кудрявцева – подробнее.

Деревья в идиллической французской деревне Ле-Лаванду, запечатленные на бумаге в таком узнаваемом стиле импрессионистов. Отчетливые, видимые мазки пастели вызывают в воображении листву. Автор – Анри-Эдмон Кросс – был частью движения, которое навсегда изменило ход развития искусства и которому посвящена эта выставка. Экспозиция с говорящим названием "Импрессионисты на бумаге" показывает, как художники придали новый престиж рисунку. В тот период времени благодаря технологическим достижениям древесный уголь, мел и бумага машинного производства стали широко доступны.

"Работы на бумаге в последние три десятилетия XIX века, особенно в Париже, приобрели совершенно новый статус. Рисунок перестал быть просто подготовительным этапом, художники осознали его самостоятельную ценность. Это видно по количеству выставок и статей, посвященных рисунку, которых не было в прошлом", – рассказала куратор выставки Энн Дюма.

В последней трети XIX века к рисунку обратились известные художники. Ренуар изобразил свою "Женщину с вуалью" пастелью и цветными мелками. Сезанн использовал акварель и графит, чтобы запечатлеть сцены природы. Тулуз-Лотрек выбрал гуашь для этого интимного изображения двух лежащих людей. "У нас в коллекции есть работы многих великих художников, импрессионистов и постимпрессионистов – Ренуара, Дега, Мане, Моне, Ван Гога, Тулуз-Лотрека. Но обычно мы их не видим, потому что изображения на бумаге страдают от воздействия света и поэтому демонстрируются крайне редко", – добавила Энн Дюма.

Всего на выставке представлено 77 работ. Кроме всемирно известных имен, здесь – работы женщин-импрессионистов, например Евы Гонсалес, которые когда-то были в тени их коллег-мужчин. "Эта выставка особенная, она рассказывает нам новые вещи об импрессионистах и постимпрессионистах, например, о том, что они создали новые материалы, которые позволяют нам сегодня по-новому использовать пастели и акварели и саму бумагу. Это облегчает художнику возможность работать на улице, на пленэре", – пояснила искусствовед Эстель Ловатт.

На рубеже XIX–XX веков менялись не только материалы, но и то, что художники предпочитали рисовать. Вместо исторических, религиозных, мифологических сюжетов они сосредоточились на повседневной жизни. Люди хотели праздника, легкости. Рисунки, представленные на выставке, отражают как раз такой взгляд.