Дирижер Константин Чудовский: "На "Большой опере" нужно спеть так, чтобы мурашки пошли по коже..."
В проекте "Большая опера-2023″ за музыкальное сопровождение отвечает Государственный Кремлевский оркестр Управления делами президента РФ во главе с его художественным руководителем и главным дирижером Константином Чудовским.
Маэстро Чудовский (родился в 1982 году) — выпускник Московской консерватории, ученик Геннадия Рождественского, дирижировал многими коллективами в России и за рубежом. У него огромный оперный репертуар: от Россини до Чайковского, от Пуленка до Тухманова.
С дирижером беседовала Алиса Алексеева.
А.А.: Вы руководите Государственным Кремлевским оркестром, выступаете с другими коллективами, сотрудничаете с театрами и фестивалями. "Большая опера-2023″ — это важная часть в вашем творческом расписании?
К.Ч.: Конечно! Проект очень известный. Многие мои друзья-вокалисты через него прошли, теперь и я могу "провести" их через этот конкурс. Ведь если дирижер делает что-то не так — это может подпортить артисту выступление, и наоборот, если дирижер работает хорошо — заметно его улучшить! Серьезно готовиться к "Большой опере" пришлось не только конкурсантам. Государственный Кремлевский оркестр привык к тому, что надо работать в напряженном режиме. Важно, что нам пришлось исполнять не симфонический, а именно оперный репертуар. Музыканты должны были аккомпанировать солистам, подхватывать их во всех проявлениях и блестяще справляться с поставленными задачами.
А.А.: Оркестр аккомпанировал участникам множество раз. В одном только прослушивании были арии из 25 опер плюс 7 эфирных конкурсных программ. Знаю, что вы нередко дирижируете по памяти. На проекте не изменили принципам?
К.Ч.: Кроме одного или двух номеров, я всей этой музыкой в своей жизни уже дирижировал. Причем, не номерами, а целыми операми. Новых произведений для меня практически не было. Но партитуры передо мной лежали.
А.А.: Расскажите, чем для дирижера и оркестра аккомпанирование артисту в спектакле отличается от сопровождения выступления на телевизионном конкурсе?
К.Ч.: Ничем. Точно также солистов подхватываешь, также создаешь комфортные условия для их пения — чтобы они успели подышать, дойти до конца арии. Однако на конкурсе артист гораздо больше волнуется. И поэтому, если во время спектакля мы занимаемся творчеством, то любой конкурс для участников — это больше про спорт. Они пришли не только творить, но и побеждать. Этот настрой передается и музыкантам.
А.А.: Дирижер – самый чуткий, тонко слышащий музыкант. С позиции дирижера: в чем секрет успешного вокального исполнения?
К.Ч.: Это настолько многосоставная штука, что одного секрета нет. Лично для меня, на первом месте стоит музыкальность. Важно, чтобы пение как раз не превращалось именно в спорт — когда ты только и думаешь о том, как сделал вдох и взял верхнюю ноту. Очень важно, чтобы мурашки пошли по коже у всех, кто тебя видит и слушает. Если это получилось — значит, певец справился хорошо.
Новый выпуск шоу "Большая опера" смотрите 9 декабря в 17:45. Участники конкурса покажут себя в исполнении романсов С. Рахманинова и Неаполитанской песни.