Выставка работ Франсиско Гойи проходит в Милане

11 декабря 2023 19:36
Экспозиция в Палаццо Реале охватывает всё творчества мастера, начиная с ранних работ до последнего периода его жизни. Портреты, сатирические гравюры, религиозные образы – 70 полотен в самых разных красках.

Выставка работ Франсиско Гойи проходит в миланском Палаццо Реале. В семидесяти произведениях отражена творческая эволюция мастера, которого называли "королем художников". Алия Шарифуллина – подробнее.

Название выставки "Гойя. Бунт разума" не намекает на безумие художника. Это – скорее про потерю веры в разумность бытия. Абсурдность человеческого существования, отчаяние, смерть – такими ощущениями проникнуты многие работы художника. Причина тому – исторический контекст, в котором существовал Гойя. Война, реакционная политика, революция, казни, – всё это не могло не отразиться на восприятии художником мира, и, следовательно, на его творчестве. "Мы представляем серию офортов "Бедствия войны", над которой Гойя работал 10 лет. Война здесь впервые в истории европейского искусства предстаёт не как упорядоченные, пусть даже страшные действия, а как хаотическая резня, стирающая всякие различия, кромсающая людей, превращающая их в чудовищ. Это документальная реальность", – говорит директор Института Сервантеса Тереза Иньеста Ороско.

Гойя всегда балансировал между двумя крайностями – порядком и хаосом, где верх берёт то одно, то другое, но чаще эти две противоборствующие силы пребывают в состоянии чрезвычайного напряжения. Экспозиция в Палаццо Реале в Милане примечательна тем, что охватывает всё многообразие творчества великого мастера, начиная с ранних работ до последнего периода его жизни. Портреты, сатирические гравюры, религиозные образы – 70 полотен в самых разных красках.

"Гойя – уникальный художник, который прошёл невероятную эволюцию. Он начинал с весёлых картин народных гуляний и праздников аристократии. В этих ранних работах мы видим влияние изящества рококо, связь с полотнами Веласкеса. Но в них всё равно ощущается творческая личность художника – его композиции свободны, движения экспрессивны. Он мог пренебрегать реальными пропорциями – Гойя изучал натуру, но никогда не был её рабом", – рассказывает куратор выставки Виктор Нието Алькаиде.

"Бунт разума" отчасти тоже про это. Как пренебрегая устоявшимися правилами в искусстве, Гойя совершал свою революцию, пересочиняя пластический язык. Причудливые и таинственные образы-видения не просто приоткрывают внутренний мир художника, но позволяют зрителю пережить его духовный опыт – опыт преодоления отчаяния через творчество.