В Медиацентре парка "Зарядье" открывается выставка работ Павла Филонова
"Художник мирового расцвета" – в Медиацентре парка "Зарядье" открывается выставка работ Павла Филонова. Один из важнейших художников русского авангарда – он фактически был фигурой non grata в советском искусстве. Алия Шарифуллина осмотрела экспозицию.
Одному из самых загадочных художников русского авангарда Павлу Филонову – в Русском музее отведен целый зал. Правда, площадь пространства позволяет вместить лишь 15 его полотен. Остальное наследие хранится в запасниках или кочует по выставкам разных галерей. В таком объеме Филонова публика увидит впервые за много лет. Из Петербурга в Москву прибыло порядка 80 полотен. Экспозицию дополнили работами Третьяковской галереи.
Ольга Любимова, министр культуры России: "Москва не видела Павла Филонова 20 лет. Такой выставки, возможно, не было никогда. Мы знаем, что коллекция Павла Филонова благодаря его сестре оказалась в Русском музее, и с тех пор это крупнейший федеральный музей, который хранит самую значимую часть работ Филонова".
"Ещё нет такого критика, кто прочитал бы произведения мысли и чувства Филонова" – писала Серебрякова. Расшифровать сюжеты и смыслы "художника мирового расцвета", как он сам себя называл, пытались многие. Отсюда и интерпретаций одних и тех же работ не счесть. Эта выставка – не трактовка, скорее ещё одна попытка приблизить автора к публике. Экспозиция выстроена по этапам развития миропонимания художника. Но чтобы это мы сумели постичь, дано большое количество пояснительных текстов.
"Всё-таки Филонов – сложный художник. Что нам Серебрякова говорила: "его будущее разгадает". Это же неслучайно сказано. Конечно, людям нужно помочь Филонова постигать. Тем более, что каждый день, вы на выставки Филонова не придёте. Его не каждый год можно увидеть, это редкая удача", – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Цель свою Филонов видел в том, "чтобы, человечество вошло в будущее не таким кретином, каким является ныне". Не факт, что у человечества это получилось, но Филонов старался, как мог. Стоит вспомнить его метод аналитического, "сделанного" искусства. Глаз художника видящий, знающий, строит картины, как природа творит из атомов и молекул. Полотно развивается, как живой организм, от частного к общему, словно растет за счет деления клеток, каждая из которых обладает своей сложной организацией.
"Он считал, что он художник-исследователь, и современный художник должен соответствовать современным научным знаниям. Он интересовался трудами физиологов, химиков, биологов. Не ради того, чтобы иллюстрировать эти научные знания, а ради того, чтобы сделать предметом искусства то, что было современно для науки и философии тех лет", – рассказала куратор выставки Евгения Петрова
Филонов изображает не внешнюю оболочку, а невидимые процессы, происходящие в организмах людей, животных, в природе. Ведь именно они составляют реальную жизнь всех явлений во Вселенной, достойную воспроизведения современными художниками. Возможно, и теперь далеко не всем понятны его картины и рисунки. Но что, если вспомнить слова ученых о разработке технологий, воспроизводящих процессы живой природы. Если бы об этом услышал Филонов, он бы сказал: "Я это уже давно делал". И был бы прав. Он действительно визуализировал многие научные и философские открытия своего времени. К чему не была готова публика тогда. Впрочем, далеко не все готовы и сейчас.