Цифровая опера "Главный вопрос" теперь в афише Чувашского театра оперы и балета

19 декабря 2023 17:00
Симбиоз человеческого и технологического. Люди и нейросети творили вместе. Эпизоды оперы исполняются на девяти языках: русском, французском, японском, даже квазиславянском и санскрите. Авторы постановки надеются показать космооперу и в других городах.

Синтез музыки, танца и современных технологий. Чувашский театр оперы и балета пошел на эксперимент и создал при помощи нейросети цифровую космическую оперу "Главный вопрос". Что из этого вышло? – в нашем репортаже.

Симбиоз человеческого и технологического. Спектакль, автором которого стал искусственный интеллект, уже не фантастика. Чебоксарский театр оперы и балета решил бросить вызов времени. Сделать реальностью то, о чём пока только мечтали писатели и кинорежиссёры. "Я озадачился сделать грандиозный спектакль, которого нет в мире. Мы взяли жанр фантастики, переработали его, идея пришла 1 мая. Я проснулся и подумал "надо делать цифровую космическую оперу", – признается автор идеи оперы, и.о. директора, худрук Чувашского государственного театра оперы и балета Андрей Попов.

Работа над спектаклем длилась полгода. Люди и нейросети творили вместе. Коснулись всего: либретто, музыки, художественного оформления. Конечно, искусственный интеллект не самостоятельно управлял процессом. Чтобы получился отличный результат, нужен специальный человек. "Он очень активно пользовался не одной нейросетью, а множеством нейросетей, потому что некоторые генерируют картинку, некоторые – музыку, некоторые – тексты, некоторые – видео. Он всё это объединил. Такой человек называется prompt-инженер. Это профессия будущего", – объясняет режиссёр-постановщик Дмитрий Отяковский.

Эпизоды оперы исполняются на девяти языках: русском, французском, японском, даже квазиславянском и санскрите. С последними как раз помогала нейросеть. "Второй эпизод написан на санскрите нейросетью. По итогам текстовой работы нейросети мною было сконструировано задание, определённая схема, по которой он должен был написать числовую последовательность. Эту числовую последовательность я транспонировал на ноты, и получается, что искусственный интеллект написал не только текст целого номера, но и музыку целого номера", – рассказывает композитор, дирижёр-постановщик Рустам Сагдиев.

По воле нейросетей в состав оркестра добавили и дополнительный инструмент – цифровой терменвокс. С его помощью удалось достигнуть эффекта космического звучания. Единственной составляющей спектакля, на которую было оказано меньше всего компьютерного влияния, стала хореография. "Там есть взаимодействие настоящего хореографического текста с настоящими артистами и компьютерной графикой. Но 60-70% – это человек, а всё остальное – компьютер", – делится хореограф Данил Салимбаев.

Среди действующих лиц – артисты Чебоксарского театра оперы и балета и робот-пёс по кличке Гоша. Протагонистом оперы стал межгалактический разум, который занимается поиском главного вопроса жизни, перемещаясь по разным историческим эпохам. Видеографика в декорациях создает ощущение, будто находишься в компьютерной игре, а некоторые костюмы напоминают аниме-фильмы. Определяя стиль повествования, создатели постарались заинтересовать оперным жанром именно молодое поколение. "Мы выполняем социальную функцию – привлекаем школьников в Театр оперы и балета. Они достают телефоны. Выходит робот-собака, зал взрываются аплодисментами", – комментирует Дмитрий Отяковский.

Эксперимент удался. Роботы тоже могут творить, правда, пока, к счастью, в сотрудничестве с человеком. Авторы постановки надеются показать космооперу и в других городах.