Обмен санкциями

Разногласия западных лидеров становятся все острее

24 декабря 2023 20:55
Во вторник Евросоюз, наконец, утвердил многострадальный 12-й пакет санкций против России, который включает запрет на импорт российских алмазов, сжиженного газа, чугуна, ферросплавов, железа, медной и алюминиевой проволоки, фольги, некоторых труб.

Правда, по поводу алмазов глава De Beers Эл Кук в интервью Financial Times уже посмеялся: "При всём желании, среднестатистический таможенный агент не сможет, взглянув на один бриллиант и другой, сказать, что это российский".

Что же до реакции в России на 12-й пакет, то она очень спокойная. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров прокомментировал очередной недружественный шаг в адрес нашей страны следующим образом:

Происходит то, что во главу угла ставится нарушение экономических и кооперационных связей. Что касается центра принятия решений – то, как мне видится, он находится где-то вообще в стороне от логики и от Европы в целом. Вред наносится, в первую очередь, европейским потребителям, потому что стоимость конечной продукции для них становится дороже. Альтернативные мировые поставщики, естественно, будут создавать дополнительные прибыли и формировать для себя дополнительные возможности и преференции. Если вы спросите, насколько это создает проблемы и обременения для наших производителей — это, конечно же, дополнительные вызовы для того, чтобы определяться с альтернативными рынками поставок. Но в процессе формирования этих пакетов мы не живем в вакууме: видим, слышим, понимаем, в каких направлениях в ЕС формируют свои перспективные пожелания или решения. Поэтому мы тоже не сидим на месте, ко времени вступления в силу того или иного пакета санкций стараемся подготовить альтернативные рынки поставок.

Новый министр иностранных дел Британии Кэмерон отличается вторую неделю подряд. На прошлой – он подстрекал европейцев к тому, чтобы ограбить Россию через конфискацию ее госрезервов, на этой – выдвинулся на континент лично, чтобы приободрить коллег, которые к концу года заметно приуныли. Кэмерон представил им ситуацию на Украине в виде пьесы в четырех актах – в первых двух Россия потерпела поражение.

"Конечно, третий акт оказался сложным на поле боя, но четвертый акт еще должен быть написан. И мы должны гарантировать, что он будет написан правильным способом, друзьями, партнерами и западными миром", – заявил Кэмерон.

Но Шекспир из Кэмерона совсем никакой – в противном случае, он имел бы представление о том, что законы драматургии требуют перемены судьбы, что как раз сейчас и происходит – и четвертый акт, вне зависимости, было ружье или нет, это всегда развязка. Немногие это готовы признать вслух уже сейчас. Разве что премьер-министр Словакии Фицо:

Мы можем ввалить на Украину все оружие мира, все деньги, но никогда Россия не будет побеждена в военном смысле. Сейчас переход от 2023 года к 2024 году, и мы увидим, что условия урегулирования этого конфликта начнет диктовать Россия.

На этой неделе журнал Spiegel констатировал полное отсутствие стратегии Запада в отношении России. Тезисы о "военной победе над русскими", которыми западные политики подстёгивали Киев и друг друга, более не актуальны. Они начинают вспоминать, что же там было – в том документе, который они получили из Москвы 15 декабря 2021 года: что-то про возвращение НАТО к границам 97 года. Уж не следующие ли они на очереди?

"России потребуется от пяти до восьми лет, чтобы прийти к состоянию вооружений, которое, как ей кажется, позволит атаковать страну НАТО. Поэтому мы должны сделать всё, чтобы подготовиться к этому", – заявил Борис Писториус, министр обороны ФРГ.

Вторая "холодная война". Ее начало на днях констатировал министр обороны Финляндии. Но есть отличия. Из нового сценария исключено ресурсное изобилие, по крайней мере, для Германии, и единство союзников, скорее, декларируется, чем имеет место быть на самом деле. Причем, это впервые касается даже ключевого союзника – сегодня Байден, а ну как завтра Трамп?

На этой неделе к госсекретарю США Блинкену выстроилась очередь из скандинавских коллег: под копирку штамповали разрешения на американское военное присутствие в Дания, Швеция, Финляндия. Блинкен пытался успокоить союзников – мол, все они со Штатами в одной лодке.

"Наши страны вместе привержены тому, чтобы дать Украине возможность стоять на своем, стоять твердо, в военном, экономическом и демократическом отношении. Вот почему запрос президента Байдена на дополнительный бюджет так важен. И почему мы будем продолжать работать с Конгрессом, чтобы принять его", – заявил Энтони Блинкен, государственный секретарь США.

Эти утверждения плохо монтируются с недавним высказыванием самого Блинкена о том, что Украине надо учиться жить без американских денег.

На то, что США перед выборами президента пытаются отползти в сторону, свалив бремя военных расходов на Европу, косвенно указывают даже те советы, которые раздают патентованные вашингтонские ястребы. В частности, бывший командующий американскими войсками в Европе Бен Ходжес:

Украине придется увеличить производство боеприпасов и оружия. Что-то уже происходит. Во время войны возможно увеличить производство, даже если ваши города обстреливают российские ракеты. Вспомните, что сделала Германия в 1944 году. Производство самолетов люфтваффе достигло пика в 1944 году.

Равнение на Гитлера держать, конечно, можно – им больше не на кого равняться, когда речь заходит о войне с Россией. Но генерал забыл добавить, что рост военной экономики не спас нацистскую Германию от краха. К тому же на Украине нет производства, которое можно было бы наращивать – его надо создавать с нуля. И это опять-таки вопрос десятков, если не сотен миллиардов долларов.

Под конец года вновь заострился вопрос о присвоении российских активов, замороженных на Западе.

"Это абсолютное новшество: впервые Германия намерена изъять деньги у российского банка. Речь идет о примерно 720 миллионах евро, которые затем перетекут в государственную казну, деньги, которые немецкое правительство вполне могло бы использовать", – считает Bild.

При попытке перевода средств из немецкой "дочки" американского JP Morgan в немецкий же Commerzbank Генеральная прокуратура Германии и арестовала упомянутые 720 миллионов евро, принадлежащие российскому Национальному расчетному депозитарию. Это вызвало всплеск энтузиазма в прессе и у отдельных представителей правительства Шольца: типа, поймали с поличным на нарушении закона о санкциях, хотя германской юрисдикции эти деньги не собирались покидать. Возможно, поэтому немецкий минфин не торопится принимать их на баланс – ну уж слишком похоже на провокацию.

Американцы контролируют ничтожные пять миллиардов российских активов и всячески толкают на грабеж Европу, где заморожены сотни миллиардов. Это избавило бы администрацию Байдена от необходимости объяснять избирателям, на что уходят их налоги, и одновременно, переложило на союзников весь груз фатальных последствий этого шага – в первую очередь утрату доверия к евро. Это всем понятно, поэтому Европа пока пытается увернуться от роли зачинщика финансового беспредела. Сейчас в Брюсселе сконцентрировались на Венгрии – ищут способ обойти ее вето на финансирование Украины из европейского бюджета.

"Некоторые официальные лица рассмотрели возможность возобновления так называемой процедуры наказания по статье 7 за нарушения верховенства закона, которая может привести к приостановке права голоса. Чиновники в ЕС стремятся ограничить возможности Орбана помешать работе блока".

Таким вот образом Фон дер Ляйен с Мишелем еще раз попытаются продавить четырехлетний финансовый план для Украины в размере 50 миллиардов евро. Внеочередной саммит ЕС по этому вопросу намечен на 1 февраля.

Венгерский премьер Орбан – само спокойствие: принял дорогого гостя Эрдогана, подарил ему коня, принял в подарок электромобиль. Договорились дружить странами – в текущей ситуации это очень похоже на дружбу против Брюсселя. Орбан явно не собирается повторять известный трюк с перерывом на кофе в момент голосования.

"Мы не считаем разумным предложение о том, чтобы эта поддержка осуществлялась за счет совместных заимствований, а также о том, чтобы она оплачивалась из существующего бюджета Европейского союза. Я бы не хотел, чтобы получилось так, что мы вносим деньги в бюджет ЕС, а потом замечаем, что деньги, предназначенные для Венгрии, тратятся на помощь Украине", – заявил Виктор Орбан.

Если путем отключения Венгрии от принятия решений, Евросовету удастся одобрить финансирование киевского режима, Орбан сможет с чистой совестью смотреть в глаза своим людям.

А вот у канцлера Германии Шольца с этим уже большие проблемы. Обещание поддерживать Украину "столько, сколько потребуется" все заметнее не соответствует реальным возможностям делать это не в ущерб немцам. На 2024 год власти анонсировали отмену льгот при налогообложении и урезание субсидий, но этим может не ограничиться: через экономического советника правительства Монику Швитцер в прессу вброшена мысль о необходимости ввести "налог солидарности" – надбавку к подоходному налогу, которая будет целиком уходить на содержание киевского режима. То есть, разозлить американцев Шольц боится больше, чем собственных избирателей.

Как следствие – британский The Economist, подводя итоги года, ставит Германию на 27 место по уровню экономического развития, хотя в прошлом году она еще входила в первую десятку рейтинга.

Рабочие прощаются со своим заводом. Производство бесшовных стальных труб в Германии перестало быть жизнеспособным – говорится в пресс-релизе французской компании Vallourec, которая приняла решение о сокращении двух тысяч четырехсот рабочих мест в Дюссельдорфе и Мюльхайме. Эти трубы, используемые при строительстве морских газопроводов, покупали Saudi Aramco, Chevron и Shell. Но теперь перестали – слишком дорого. VW, Bosch, BASF и Michelin – все бегут, потому что дешевый газ перестал поступать в Германию.

Сюжет с подрывом "Северных потоков" больше года обрастал удивительными деталями. Но в итоге представителю канцлера сказать нечего. Пресс-секретарь Федерального правительства Штеффен Хебештрайт послал всех интересующихся граждан в федеральную прокуратуру.

На этой неделе немецкие фермеры попытались привести федеральную канцелярию в чувство. Полторы тысячи тракторов блокировали правительственный квартал в Берлине. Немецким крестьянам не нравится, что правительство Шольца пытается латать бюджетные дыры за их счет – со следующего года хозяйства лишают субсидии на солярку и приобретение сельхозтехники.

"Планы правительства на бюджет 2024 года вызывают много критики в обществе. Увеличение налога на выбросы CO2, а также возврат к старым высоким налоговым ставкам ляжет бременем на многие отрасли экономики и на самих потребителей. Налог на авиакеросин увеличит стоимость перелетов, а отказ от субсидий в сельском хозяйстве толкнут вверх цены на продукты", – пишет Welt.

Как следует из отчета финансовой группы Mitsubishi, в 2023 году в Европе закрылись не менее полусотни крупных производств удобрений, что крепко ударило по рентабельности хозяйств. Так что прижатый к стенке профильный министр Чем Оздемир выглядел бледно и поглядывал на главу ассоциации фермеров Руквида с опаской.

"Это не угроза и не размахивание указательным пальцем. Это четкое объявление: если не откажутся от принятых решений, и причем откажутся раз и навсегда, то мы вернемся. И не только в Берлин, мы будем везде 8 января, да так, как страна еще не видела", – пригрозил президент Ассоциации фермеров Йоахим Руквид.

Министр сельского хозяйства обещал похлопотать – выкроить субсидии. Но денег нет. Режим чрезвычайной ситуации и жесткой экономии. Так что угроза господина Руквида, видимо, будет приведена в исполнение: 8 января фермеры перекроют немецкие автобаны. Если к их протесту присоединится еще и железнодорожники (а они угрожают забастовкой) Германия встанет намертво. Впрочем, снявши голову по волосам не плачут – локомотив европейской экономики и так уже никуда не едет.

Рейтинг канцлера – 14 процентов, еще немного и четверть избирателей будет голосовать за "Альтернативу для Германии". В 2023 году в жизни немцев произошла масса перемен к худшему. Но Шольц умудрился и тут избежать необходимости в публичной дискуссии подводить итоги этого катастрофического года. Заболел ковидом. По той же причине отменил явно проблемную для себя встречу со словацким премьером Фицо. Но, по счастью, болезнь канцлера протекает в легкой форме – в отличие от всего, что творится с Германией.