Как проходит масштабная реставрация Новодевичьего монастыря

25 декабря 2023 10:00
Восстановительные работы планируют завершить в мае 2024 года к 500-летию обители.

Продолжается комплексная реставрация ансамбля Новодевичьего монастыря. Восстановление планируют завершить в мае следующего года – к пятисотлетию обители. О специфике работы художников-реставраторов расскажет Антон Николаев.

Новодевичий монастырь переживает одну из самых масштабных реставраций за новейшую историю. Работы по возвращению к первоначальному облику ведутся сразу в нескольких храмах древней обители. Собор Успения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой и церковью сошествия Святого Духа на апостолов на втором ярусе. Сейчас здесь идет работа над восстановлением древнего иконостаса.

Старинный иконостас, чудом уцелевший после пожара конца XVIII века, покрывают творёным золотом. Его получают, смешивая тончайшие листы золота, смолу акации и воду. На изготовление раствора уходит немало времени, но благодаря ему резные детали выглядят намного благороднее, чем при использовании сусального золота. "Выглядит очень гармонично со старыми иконами. Оно своим блеском не перегружает сам иконостас", – заметил художник-реставратор Андрей Пастухов.

На нижнем ярусе Успенской церкви реставраторы расчищают настенную живопись XIX века. Она пострадала не только от времени, но и от наполеоновского нашествия. "Говорят, после ухода французов – они здесь хулиганили много – был пожар. И после этого заново заменили известковую штукатурку и переписали. Это живопись XIX века. Авторский слой несколько удалился. Но мы видим и следы, и сам авторский рисунок. Это будет восстановлено. Зато какой цвет открылся!" – добавил художник-реставратор Алексей Рудягин.

Как будут выглядеть эти фрески, можно увидеть на примере уже отреставрированных изображений в Трапезной палате Успенского собора. Так постепенно Новодевичий монастырь возвращается к прежнему былому величию. А тем временем в еще одном храме монастыря – надвратной Преображенской церкви, построенной в годы правления царевны Софьи, – идет работа над реставрацией иконостаса 1687 года. Он был создан под руководством знаменитого иконописца Оружейной палаты и резчика по дереву Карпа Золотарева. "По указу царя Алексея Михайловича он год провел в командировке, как мы сейчас бы сказали, в Малороссии, где делал чертежи и рисовал схемы барочных иконостасов, – это Киев, Полтава, Черкассы", – рассказал бригадир художников-реставраторов Сергей Сова.

Расчищать, подкрашивать, восстанавливать. Кажется, однообразная и монотонная работа. Но вот только один пример того, как много зависит от неравнодушного отношения реставратора. Перед началом работ специалисты долго не могли понять, что не так с этим иконостасом. И только тщательно присмотревшись вот к этой барочной резьбе, к этим завиткам, увидели, что некоторые детали перевернуты, закреплены неверно. Эта ошибка советских реставраторов полностью искажала богословский смысл иконостаса.

"При первом взгляде кажется не важно, где какой завиток расположен. На самом деле все завитки создают определенный ритм – движение вверх. Когда резьба установлена неправильно, движение идет, как водопад, вниз. А взгляд верующего должен быть направлен наверх", – пояснил Сергей Сова.

Работа реставраторов и правда похожа на духовный труд. Расчистить все наносное, добраться до незамутненного временем первоначального слоя. И то, и другое крайне сложно, но конечный результат стоит усилий.