В Кронштадте открыли выставку внутри первой советской атомной подлодки
Первую советскую атомную подводную лодку К-3 "Ленинский комсомол" открыли для посетителей в Кронштадте. Она проделала путь в две тысячи километров с места последней стоянки до Музея военно-морской славы, где была восстановлена. Об уникальном музейном объекте с "Острова фортов" – Дмитрий Пищухин.
Живая легенда атомного подводного флота страны К-3 "Ленинский комсомол" теперь – главный экспонат Музея военно-морской славы и центр притяжения сотен гостей в туристско-рекреационном кластере "Остров фортов", который создается в Кронштадте по поручению президента страны.
К месту вечной стоянки "К-3" проделала невероятно долгий путь. Почти две тысячи километров через шлюзы Беломор-Балтийского канала, Ладогу, Неву и Финский залив. Уникальная инженерно-логистическая операция. Последний участок пути подлодку перемещали по узким улицам Кронштадта. "Это единственная лодка в мире, которая находится в музее. Совместная слаженная работа, непростая, но результат есть. Я уверен, что этот музей будет всегда востребован", – говорит губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов
Корабль с прославленной историей и тяжелой судьбой, воспитавший поколения моряков-подводников появился благодаря отцу основателю советской ядерной энергетики, академику Анатолию Александрову. В Кронштадте увековечили память научного руководителя проекта "К-3". "Анатолий Петрович прожил очень длинную жизнь. Он более 30 лет был директором Курчатовского института, 10 лет – президентом академии. Четыре поколения подводных лодок были созданы под его руководством. Четыре поколения обеспечивают нашу гарантированную независимость и суверенность", – отмечает президент Национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук.
Создатели проекта консультировались с историками и ветеранами. Ключевая часть экспозиции – личные вещи и документы из семейных архивов моряков-подводников, членов экипажей "Ленинского комсомола". Сейчас "К-3" выглядит так, будто совсем недавно сошла с заводских стапелей. Внутри атомохода воссозданы не только торпедные аппараты, но и наглядно показан быт моряков-подводников. Уникальные артефакты дополняют современные технологии, которые обеспечивают максимальное погружение в историю атомного флота.
Было утрачено почти 70 процентов внутреннего оснащения атомохода. То, что удалось спасти, демонтировали и бережно восстанавливали в мастерских. Это живой музей, где все можно трогать руками, будь-то торпедный аппарат или пульт управления реактором. "Я удивлена и польщена высокой оценкой подводников, потому что мы стремились сделать лодку, наполненной музеем. Мне кажется, всё получилось", – делится руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера "Остров фортов" Ксения Шойгу.
В числе первых, кто увидел атомоход изнутри – юные жители Донбасса. Заветную мечту детей побывать в Кронштадте исполнил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Еще недавно "К-3" фактически доживала свой век на заводе в Мурманской области. От распила субмарину спасли общими усилиям общественных организаций, Минобороны и Объединенной судостроительной корпорации. Музей на базе атомохода планировали создать еще в Советском союзе. Спустя десятки лет историческая справедливость наконец восстановлена.