Памяти Юрия Арабова

28 декабря 2023 12:23
Мастер умел тонко описывать происходящее, ловить нерв времени и акцентировать внимание на том, что часто оставалось незаметным.

В возрасте 69 лет ушел из жизни писатель и сценарист, заслуженный деятель искусств Юрий Арабов. Он умел тонко описывать происходящее, ловить нерв времени и акцентировать внимание на том, что часто оставалось незаметным. О мастере – Алия Шарифуллина.

Точнее Александра Сокурова о нем, пожалуй, никто не сказал: "Арабов – это уникальное сочетание мощного интеллекта, тонкой художественной интуиции, грустной иронии и страсти. И использовать его талант в кинематографе – всё равно что хрустальной вазой забивать гвозди. Как правило, кино не нуждается в таком уровне культуры и литературного мастерства". Сценарии Арабова – самодостаточны, это само искусство. И даже не столь важно, сняты эти тексты на пленку или нет.

"Очень не люблю смотреть собственные работы. И не из-за режиссуры. Режиссура мне может быть более близка, менее близка, но это режиссура. А просто из-за собственных ошибок. Когда я пишу сценарий, я изживаю какое-то состояние, а потом стараюсь идти дальше", – говорил Юрий Николаевич Арабов.

Его имя как сценариста стоит в титрах 39 фильмов и мини-сериалов. Арабов успешно работал с такими разными по мировоззрению и стилю режиссерами – Тепцов, Прошкин, Лунгин, Досталь, Хржановский, Гай-Германика. Среди последних работ – небольшой сценарий для анимационного фильма Александра Петрова. Но все же главная магистраль его творческих поисков – соавторство с Александром Сокуровым. И прежде всего – грандиозная тетралогия о человеке, об искушении, о природе власти. На протяжении многих лет этот союз режиссера и сценарист пытался найти ответ: почему зло так притягательно. И даже когда фильмы не принимались к производству, ложились на полку, – Арабов никогда не соглашался на компромисс. Воля – по его собственному мнению, – одно из важнейших качеств для сценариста.

"Воля к отстаиванию своей точки зрения, если она есть. Формирование своей точки зрения, потому что это необходимо. Есть масса молодых людей без точки зрения, которая непонятно зачем идет в кино, в учебное заведение. Способность отстаивать, способность жертвовать, потому что наше дело жертвенное и способность полагаться на волю божью, потому что не все в наших силах", – говорил мастер.

Любой материал он обживал, как дом – умел создать в нем магнитное поле, наполненное конфликтными смыслами. Возможно, считывание этих смыслов были обеспечено наличием собственной философской позиции – независимой, идущей от его поэтического дара. В 1980-е годы он был одним из лидеров течения метареализма в российской поэзии и организатором неформального клуба "Поэзия" в Москве. Он был невероятно чуток к современности, и это звучало в каждой его строчке.

Он считал, что в мире нет ничего более ценного чем каждый конкретный человек. Со всеми его пороками, грехами, опасностью. "И кино, как фотография души человека, это весьма серьезно". В одном интервью Арабова попросили ответить на простой вопрос: "кто вы?". Он ответил: "никто, которое старается быть чем-то, а быть чем-то – значит умереть не таким дураком, как ты появился на свет". Скромность и человеческая порядочность побуждали Арабова всё время держаться в тени, но сейчас ничто не мешает сказать, что он был одной из главных фигур отечественной культуры последних десятилетий.