Иконописец из Японии Кодзуки Ватанабэ уже много лет работает во Владикавказе
Кодзуки Ватанабэ – иконописец из Японии. Уже много лет живет в России, в Северной Осетии. Ее крестили именем Зоя. Она отучилась в Сергиевом Посаде, сейчас работает во Владикавказской епархии. Написанные рукой Кодзуки иконы находятся в самых разных православных храмах по всему миру.
Кодзуки Ватанабэ родилась в Киото, воспитывалась и росла в Токио, а сейчас живет в России, во Владикавказе. Более 7000 километров она преодолела ради веры и собственной цели – развивать иконописное дело в Японии. Отучившись в Сергиевом Посаде, сегодня она работает здесь, во Владикавказской епархии Русской православной церкви. Ее иконы есть в храмах и соборах страны по всей России и даже в коллекции Святейшего патриарха московского всея Руси владыки Кирилла.
Кодзуки Ватанабэ, иконописец: «Это святая Злата. Икона пока в процессе, я работаю над ней пока около месяца, пока только золото положила. Икона Святого Георгия, который является покровителем этой местности Осетии, это икона имеет большую популярность».
В епархии все ласково зовут ее Зоей. Именно это имя дали при крещении. С религией была знакома с детства, но не близко. Мать – православная, отец – буддист. Выбрала веру уже в осознанном возрасте. В 23 года Зоя потеряла одного из членов своей семьи. Во время подготовки траурных мероприятий в доме она нашла красивый крестик. Как вспоминает, изделие было изготовлено очень искусно и аккуратно. В тот момент начала задумываться, где делают такие красивые вещи и что такое православная церковь
Кодзуки Ватанабэ, иконописец: «Моя бабушка объясняла в воскресной школе детям что-то о православии, о иконе. Я тоже тогда заинтересовалась этими рассказами и это послужило причиной того, почему я решила принять крещение».
В 2007 году она часто посещала Собор Воскресения Христова в Токио, более известного как Никорай-до. Зоя помогала по хозяйству и рассказывала гостям храма о канонах православной церкви. Именно тогда она познакомилась с архиепископом Герасимом, который и предложил ей обучаться иконописному мастерству в России.
Герасим, архиепископ Владикавказский и Аланский : «По зову Христову она оставила все и поехала в Россию. Я прекрасно помню, я тогда находился в Японии, как ей тяжело было первые годы. И климат другой, и пища другая, и по-русски она совсем ничего не понимала, то есть это было, конечно, очень серьезное испытание, но человек достойно перенес эти испытания, не бросил. Потому что ее предшественница, которая 100 лет назад училась Ямасита Рин, она отучилась только полтора года. Климат для нее был совершенно непереносимый, она вернулась в Японию, не закончив курс обучения. Зоя закончила курс, она развивает свое мастерство, сейчас уже не просто иконописец, а преподаватель, педагог. Задача, которую мы поставили в Японии не снята. Она должна будет объяснить японцам, что такое иконопись, что означает икона для православного человека».
Зоя рассказывает, что у японцев нет возможности видеть подлинные иконы в жизни. Многие воспринимают их как развлечение и хобби, а не как старинное искусство. Для себя Зоя поняла, что если не учиться в семинарии, в иконописной школе то передать смысл икон и правильную технику письма просто невозможно. Она хочет научить свой народ старой и подлинной иконописью.
Кодзуки Ватанабэ, иконописец: «Никто из японцев не знает икон 15-16 века. Для них известны только работы Ямасин Рин. Для меня иконы Средневековья – подлинные, настоящие иконы. И для меня очень печально, что люди говорят: «Да, мы православные», но при этом знают только то письмо, которое им показала Ямасин Рин».
Православие для Зои – это не только богослужение. Для неё это и дружба с удивительными людьми, возможность изучать историю, прикоснуться с прекрасными творениями человечества, а главное – это любовь к своему народу.
Алена Балашова