Тайные уголки Москвы – с Михаилом Жебраком

06 января 2024 09:23
Все хорошо в меру: и праздничные застолья, и новогодние "огоньки". А сейчас, когда январские морозы немного отступили, можно отправиться на познавательную прогулку. Знаток Москвы, автор и ведущий программы "Пешком" Михаил Жебрак подготовил для любителей активного отдыха маршруты по малоизвестным уголкам столицы. Читайте, планируйте, открывайте свою Москву!

Исходи пешком — молодым шажком! — Все привольное Семихолмие, советовала Цветаева. Сегодня мы идем шажком пристальным.

Прошагать Москву невозможно, изучить тем более, всегда найдутся места, где вы не были. Даже знакомые маршруты постоянно удивляют, стоит заглянуть в незнакомый двор, присмотреться к деталям здания или копнуть его историю. Я изучаю Москву много лет, последние 12 лет снимаю передачу "Пешком" на улицах Москвы и при этом постоянно открываю новые для меня места и неожиданные грани города.

Недавно мы снимали в Краснопресненской обсерватории МГУ и словно попали в XIX век. Это ощущение было от старинных зданий и от спокойной атмосферы внутри, лишенной нынешней суеты и поверхностности. Ученые – они неторопливые, вежливые, доброжелательные... Когда-то обсерватория стояла на окраине, ее башня возвышалась над деревянными домишками, окруженными огородами. Сейчас научную станцию плотно обступили высокие дома, небо затянуто гаревыми облаками, и наблюдение в телескопы невозможно, но здания по-прежнему занимают ученые.

Сохранился деревянный жилой корпус. А в каменном работают научные отделы ГАИШа (Государственного астрономического института имени Штернберга), музей обсерватории демонстрирует старинные приборы. Створки башни не открываются, но винтажный огромный двойной рефрактор отреставрирован и как музейный экспонат радует редких посетителей. Попасть на территорию Краснопресненской обсерватории можно только в составе экскурсионной группы. Комплекс же ГАИШа на Университетском проспекте, построенного вместе с Главным зданием МГУ в 50-е годы, можно осмотреть. Это учебное здание, вход на территорию свободный. Вы увидите величественный корпус с башнями по краям и разномастные башни в саду.

В этом году я, наконец, увидел мемориальную доску Левитану. Мне казалось, что бывшая мастерская художника находится на закрытой территории. Мы снимали передачу об Ивановской горке и пришли к дому, где почти 10 лет работал Левитан. Оказалось, что бывший двор усадьбы Морозовых застроен жилыми домами, и пройти туда несложно. Бывшая мастерская любопытна. Понятно, что большое окно на втором этаже в студии, куда поднимались по винтовой лесенке, было не заложено. Художник и жил в этом доме на первом этаже. Сама доска необыкновенно выразительна, сделана хорошим скульптором. К сожалению, не смог выяснить, кто автор барельефа. Может быть, зрители канала "Культура" подскажут.

Раньше попасть в ночлежки Хитровки было непросто, и требовался надежный проводник, сегодня гулять безопасно, но некоторые дворы закрыты самими жильцами, слишком уж модным стал последние годы район Ивановской горки у молодежи, она почему-то называет это место Китай-город. Что, как вы понимаете, неправильно! Подождите, когда откроется калитка в арке доходного дома по Подколокольному переулку, 11/11/1с2 со стороны Хитровской площади, внутри не только квартиры, но и различные компании, и подворотней часто пользуются. Ныряйте в калитку. Мы сняли один великолепный прострел в конце передачи, вы же сможете осмотреть все дворы и дома с галерейками в этом месте.

Обязательно осмотрите дом самого Николая Хитрово, подарившего городу площадь. Его генеральский дворец прячется во дворе помпезного советского дома, попасть к нему можно или со стороны Яузского бульвара через арку, увековеченную в фильме "Покровские ворота" или с Подколокольного переулка. Проходите между домами 12 и 16, упираетесь в закрытые ворота медицинского колледжа и поворачиваете налево в узкую щель между домами.

Никак не могу оставить Ивановскую горку. Место интересное, изобилующее пусть не тайными, но малоизвестными уголками. Если еще не были, то пройдите через недавно восстановленный главный вход Ивановского монастыря. Это единственный у нас монастырь, построенный в один строительный период в едином стиле. Архитектор Быковский создал маленький уголок Италии в Москве. На входе – клуатр, классический европейский монастырский дворик. Когда монастырь занимал институт Министерства внутренних дел, двор перекрыли фермами и устроили в нем крытый спортзал.

Клинический городок Московского университета на Пироговке стоит подробного осмотра. Это место общественных зданий – клиник, медицинских институтов и учебных заведений. А общественное здание должно иметь представительный фасад. Самая большая постройка – Архив социалистической революции и Красной армии, а самая эффектная – аудиторный корпус Высших женских курсов. Была задача поспорить с Московским университетом и качеством преподавания и удобством учебных помещений. Даже если вы не попадете в аудиторный корпус, сейчас учебные заведения закрыты для свободного доступа, вы сможете увидеть Высшие женские курсы на экране. Я не о своей передаче, а о множестве фильмов снятых в этом здании. Сюда приходили герои картины "Мы из джаза", причем режиссеру Шахназарову так понравились интерьеры, что он здесь же снял фильм "Исчезнувшая империя". В 8-й серии сериала "Доктор Живаго" вузовская читальня изображает библиотеку провинциального города. Для съемок на столы поставили керосиновые лампы, но и нынешние настольные лампы с зелеными абажурами также в кадр попали. В нашей серии "Пешком. Девичье поле" я включаю такую лампу во время съемок в библиотеке.

Обязательно подойдите к памятнику Николаю Пирогову. До революции в Москве было всего 8 памятников, и это один из них. Кроме того, он выполнен скульптором, которого в наше время считают архитектором. Художник и скульптор Владимир Шервуд слыл модным салонным портретистом, современники сравнивали Шервуда с Брюлловым и мечтали о портретах его кисти. Шервуд участвовал в конкурсе на здание Исторического музея, и его проект победил. Художнику принадлежат только рисунки фасадов и оформление залов, строили профессиональные зодчие, но время распорядилось так, что о памятнике Пирогову мало кто помнит, живописные работы Шервуда в музеях еще поискать надо, а Исторический музей всегда перед глазами. И Владимир Шервуд – автор одного из символов Москвы.