В музее-усадьбе Репина проходит выставка "Милая, дивная Шехерезада"

09 января 2024 12:47
В экспозиции – личные вещи, портреты, документы, принадлежавшие спутнице художника Наталье Нордман-Северовой.

В музее-усадьбе Репина "Пенаты" проходит выставка "Милая, дивная Шехерезада". В экспозиции – личные вещи, портреты, документы, принадлежавшие спутнице художника Наталье Нордман-Северовой. Об их взаимоотношениях с Репиным и порядках, которые царили в усадьбе – Виктория Галчинская.

Уютный дом на берегу Финского залива со стеклянной крышей и обилием окон. Его Илья Репин приобрел для своей возлюбленной Наталии Нордман в 1899-м. Усадьбу она назвала Пенатами, которые в начале XX века стали центром притяжения интеллигенции. "Гости очень любили не поднимаясь наверх, устраиваться на ступенях башни Шехерезады и фотографироваться. Таким образом сохранилось много свидетельств гостей, которые в разное время приезжали", – рассказывает хранитель экспозиции и фонда Музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты" Вера Ловягина.

"Милая, дивная Шехерезада" – так в письмах Илья Репин обращался к Наталии Нордман. Выставку с таким названием открыли в помещении мастерской художника. В Пенатах царили свои порядки. Нордман была прогрессивных взглядов, пропагандировала вегетарианство и жизнь без прислуги. По средам приехать в гости мог любой желающий. На входе встречала надпись "Снимайте пальто сами". Главным овощем на столе у Репина была, конечно, репа. Но посетителей особенно удивляли супы из сена, котлеты из картофельной шелухи, кофе из свеклы. При этом конструкция стола позволяла обходиться без посторонней помощи.

Яства выставляли на верхнюю часть стола, гости крутили за ручку и сами выбирали блюдо, а использованные приборы убирали в выдвижные ящики. За нарушение этих порядков полагался штраф – короткая речь с трибуны. Чем больше нарушителей – тем веселее проходил обед.

Современным гостям Пенатов впервые решили показать тканевые наградные ленты Наталии Нордман. Дочь финского адмирала и крестница императора-освободителя для своей литературной деятельности взяла псевдоним Северова. В экспозиции – ее книги "Беглянка" и "Пособие для голодающих". На рабочем столе кроме пишущей машинки "Ундервуд" всегда была еще одна важная деталь – молитвенное покрывало. Его Репин привез возлюбленной из Палестины. "Покрывало, которое было у Натальи Борисовны на столе, мы не имеем возможности экспонировать постоянно, поскольку ткань довольно хрупкая, шелковая", – объяснила Вера Ловягина.

Нордман была для художника не только спутницей, но и музой. За годы совместной жизни Репин написал множество ее портретов. Но это полотно – особенно ценно и загадочно. В правом верхнем углу подпись – Фазано 1905. Долгое время считали – картина создана в Италии, где Нордман в те годы лечилась от туберкулеза. Позже искусствоведы разглядели знакомые очертания веранды Пенатов. Врубельскую вазу, которая до сих пор хранится в экспозиции. И тот самый колодец "Посейдон", воду в котором Репин считал целебной. Интересно, что создавать питьевой источник закончили лишь в 1914 году. "Что касается ее возраста на данном портрете – это более ранний период, где-то 10-е годы. Здесь возникают одни вопросы и этим портрет интересен, потому что любые загадки интересно разгадывать", – отмечает Вера Ловягина.

Увлекалась Нордман и фотографией. Не расставалась с "Кодаком", который подарил ей Репин. Мало кто знает, но именно снимки, сделанные на этот фотоаппарат, помогли художнику в написании масштабного полотна "Заседание Государственного совета".