Конкурс скрипичных мастеров начал работу в Москве
Лучшие скрипичные мастера собрались на конкурсе имени Тимофея Подгорного. Смотр посвящен 150-летию со дня рождения мастера. Он входит в программу Всероссийского фестиваля скрипичных мастеров "Голос русской скрипки" при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Из Музея музыки – Дженнет Арльт.
Система обучения, нехватка молодых кадров, участие в госзаказах, обозначение деятельности скрипичного мастера как профессии – эти и многие другие вопросы стали предметом рабочей встречи в Российском национальном музее музыки. На повестке – острая необходимость образования в России: в стране нет ни одного учебного заведения, в котором бы обучались мастера-изготовители струнных инструментов.
"Не хватает молодежи, нет мест, где их можно обучать, нет заказов на отечественные струнные инструменты. Это говорит о том, что, с одной стороны, есть недоверие к мастерам, а с другой – о том, что мало знают, что в нашей стране есть мастера, которые производят скрипки высокого уровня, которые могут сегодня по-настоящему конкурировать с лучшими зарубежными образцами. И всё это требует системного подхода", – сообщил генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.
Сегодня в Ассоциации скрипичных мастеров России состоят более 60 человек. Этого, по мнению экспертов, недостаточно, особенно во время, когда привезти инструмент из-за рубежа практически невозможно. При этом русская школа скрипичных мастеров берет свое начало еще с XIX века. Инструменты, изготовленные в Российской империи, ценились и завоевывали призовые места на международных выставках. Одним из известнейших мастеров был Тимофей Подгорный, которому посвящен конкурс этого года. "Тимофей Подгорный – это в первую очередь художник. Он создавал не просто звучащие инструменты, он делал художественную работу, и это очень важно. Он сделал более тысячи инструментов. Помимо того, что они звучат, от них веет прекрасной атмосферой, их даже можно просто созерцать и получать удовольствие", – поделился президент Ассоциации скрипичных мастеров России Иван Сёмкин.
Все гости ещё до открытия смогли увидеть инструменты Тимофея Подгорного, их собрали специально для конкурса и фестиваля. Среди них вот эта виолончель три четверти, изготовленная Подгорным в 1921 году, и скрипка одна шестнадцатая, год рождения этой малышки – 1943. Она предназначена для совсем маленьких ручек, на 3-4 года, но все детали и пропорции соответствуют профессиональному инструменту. Концерт открытия конкурса начался с сюрприза от Музея музыки: скрипичные мастера и музыканты смогли оценить звучание раритетной скрипки Тимофея Подгорного из государственной коллекции.
В приветственном концерте инструменты признанных мэтров скрипичного дела предыдущих поколений звучали наряду с работами мастеров нашего времени. Впереди – три дня конкурсных прослушиваний, где у каждого мастера и его творения есть шанс проявить себя.