Музыкальные миры Джона Кейджа: концерт-экскурсия в "Зарядье"
Концерт-экскурсия по произведениям Джона Кейджа. Такую музыкальную программу представили в "Зарядье". Могут ли хлопушка, кастрюля и кактус стать музыкальными инструментами, расскажет Дженнет Арльт.
Музыканты Silence Quartet – коллеги по альма-матер, перкуссионисты, выпускники и учащиеся Академии имени Гнесиных. Концерт в Малом зале "Зарядья" – их первое совместное выступление. Для дебюта музыканты выбрали программу одного из самых известных и неоднозначных американских композиторов. Всю жизнь Кейдж экспериментировал, выясняя природу самого звучания, и пришел к выводу, что музыкой может стать любой звук – не только тот, который издает музыкальный или близкий к нему инструмент, как например, эта поющая чаша, но и стук камней, звук льющейся воды или простой кактус. А если музыка настолько доступна, то значит, что музыкантом или даже композитором может стать каждый.
"Мы можем спокойно ходить сейчас по улице и слушать, как звучит Москва, и это так же прекрасно, как сходить в Большой зал "Зарядья" и послушать Вторую симфонию Малера", – отметил музыкант Хуан Матео Ривас Кастро.
Для исполнения программы, в которой задействованы четыре солиста, используется несколько сотен предметов – от крупных до самых мелких. Для перевозки потребовался средних размеров грузовик. "В произведениях Джона Кейджа бывает прописано, что исполнитель может играть на любом объекте, который ему нравится – каком-то бытовом или чем-то подобном. Иногда в партитурах фиксируется, сколько звуков нужно извлекать из одного объекта", – рассказал музыкант Филипп Фитин.
Даже музыкальные инструменты используются таким образом, что их звучание отличается от привычного. Кейдж, отрицающий гармонию и принципы композиции, создал препарированный рояль – тот, что сегодня нередко используется в современной академической музыке. Самое известное произведение Джона Кейджа – 4:33 – сочинение в трех частях длиной четыре с половиной минуты, во время которого звучит... тишина. В свое время премьера беззвучной пьесы наделала много шума, а споры идут до сих пор: Кейджа называют шутником и шарлатаном, великим экспериментатором и новатором, мастером эпатажа и композитором, оказавшим огромное влияние на развитие авангарда и минимализма. Остается бесспорным, что ни одно исполнение музыки Джона Кейджа не похоже на другое. Музыканты Silence Quartet считают 4:33 дорогой души: когда умолкает музыка, человек начинает слышать себя.