Энтузиасты из Товарищества поморского судостроения продолжают экспедиции на делянки в Приморском округе

11 января 2024 21:32 ГТРК "Поморье"
Там они ищут вечнозеленые деревья, которые подойдут для возведения судов по исконно поморским традициям. Особое внимание – корневой системе.

Тишина спящего леса нарушена. Но у виновников уважительная причина – продолжают дело поморов! Предки именно среди хвойных деревьев искали материал, который поможет построить судно для морского промысла.

Евгений Шкаруба, руководитель клуба "Морские практики":"О карбасах знаем мы, что они уже 500 лет назад строились, и собственно это такая непрерывная традиция, которую мы сейчас изо всех сил восстанавливаем. Я думаю, примерно так вот и работали раньше – 200-300 лет назад. Ну, наверное, у них была лошадь".

Но не было бензопилы! Хотя у энтузиастов с верфи Товарищества поморского судостроения основной упор – на лопату!

"Не то, чтобы это самый лучший корень, который мы нашли".

Зрить в корень приходится неслучайно! Ведь чтобы "сшить" карбас, нужен не просто ствол дерева, а так называемая кокора.

Артемий Заварзин:"Кокора это то место, где ствол переходит в корень. Вот сделанная ранее заготовка – ствол чуть припорошен снегом, корень хорошо виден. И самое главное, что отличает кокору – это повышенная прочность. Ну а прочность для судостроителей – решающий фактор".

Потому поисковые хороводы водят только вокруг елок – у них идеальное строение, без центрального корня, зато с множеством разветвлений. Подходящий угол определяется на глаз.

Иван Горбунов, столяр верфи Товарищества поморского судостроения:"Смотреть, чтобы корень был равен стволу, должна быть одна плоскость. он не должен быть кривым. Корень может стать штевнем, килем, другой просто шпангоутом, то есть маленькая какая-то часть может понадобится".

Понадобится продолжателям традиций 16 кокор. Стоит задача "сшить" как минимум 2 карбаса. Зимой орудовать топором лучше всего – в дереве меньше влаги.

Артемий Заварзин:"Вот она – свежесваленная кокора. Видим мощные ответвления! На работу ушел примерно час".

Немало времени уйдет и на то, чтобы вытащить кокоры из леса. Никакой техники – только крепкая веревка и сила рук . В том числе – рук волонтеров. Андрей Зайцев – предприниматель, работает в сфере страхования. "Подстраховать" земляков и помочь с заготовкой материала решил сразу же, как увидел призыв в социальных сетях.

Андрей Зайцев, волонтер:"Навыки какие-то есть работы с инструментом? – Да, конечно. Я вырос в деревне, поэтому, конечно же, топор держать умею. С бензопилой тоже опыт имеется".

Имеется и разрешение на работу на делянке. Заручились поддержкой лесничества и местного бизнеса.

Евгений Шкаруба, руководитель клуба "Морские практики":"К нам собственно со всего Северо-Запада пишут, что как вы вообще смогли договориться? Вы не браконьеры? Мы говорим – нет, все законно!".

На верфи уже предвкушают, каким может быть результат ратного труда. Пример на схеме – впечатляет.

"Перо руля – это тоже кокора. Это ствол, а из него выходит большой корень".

Но станок для заточки топора пока не смолкает. Заготовка материала для будущих поморских судов продолжится до конца зимы.