Наши ценности и чуждые традиции. Важный разговор президента с муниципалами
"Попытка побудить нас отказаться от тех завоеваний, которые мы реализовали за последние полтора года – это невозможно, – заявил глава государства. – Все понимают, что это невозможно: и они, эти правящие круги на Украине, это понимают, и западные элиты это понимают. Все понимают, просто эти так называемые формулы мира, о которых говорят на Западе и на Украине, – это продолжение реализации декрета президента Украины о запрете вести переговоры с Россией. Вот что это такое. Это запретительные требования для переговорного процесса. Не хотят – не надо. Просто если дальше будет продолжаться то, что сейчас продолжается, то, что сейчас имеет место быть, а сейчас, это совершенно очевидно, не только провалилось их контрнаступление, но инициатива полностью находится в руках российских Вооруженных сил. Если так будет дальше продолжаться, то украинской государственности может быть нанесен невосполнимый, очень серьезный удар. Но это их зона ответственности. Это будет тогда результатом их политики, их правления".
Без направляющей силы волонтеров тут никак: на Первый всероссийский форум съехались почти десять тысяч муниципальных служащих. Кто-то пытался запечатлеть весь коллектив сверху.
Другие состязались в красоте районных флагов и эффективности проектов. За премию на лучшее благоустройство, привлечение бизнеса к социальной работе, прямой диалог с жителями, боролись все 89 регионов. Даже те, откуда пока трудно подать заявку.
После подрыва Каховской дамбы в его родной Херсонской области Павел Филипчук с коллегами за считанные недели вернул воду в краны прибрежных домов.
"С помощью федеральной субвенции мы оперативно реализовали в течение двух месяцев такой проект водоснабжения. Пробурили новые скважины, подключили и запустили. У нас в Херсонской области все происходит быстро. Некогда двигаться медленно!" – признается глава Каховского муниципального округа Херсонской области.
Работать приходится порой и под обстрелами. Причем не только рядом с фронтом. В Белгородской области, к примеру, и дома восстанавливают, и бойцам в огромных полевых котлах еду готовят – проект называется "Солдатский привал".
Вот что говорит Владимир Путин: "Я и вам, и всем людям, которые проживают на этих приграничных территориях, хочу выразить слова благодарности за их мужество и сплоченность. Мы будем делать все, чтобы их поддержать. Я знаю, как люди, которые героически ведут себя под обстрелами, я имею в виду служащих муниципальных, оказывают помощь и старикам, и детям, и женщинам. Это просто проявление лучших черт национального характера. Люди со стороны спрашивают, а зачем киевские власти обстреливают мирные города, населенные пункты, бьют по площадям – какой в этом военный смысл? Никакого, нулевой. А зачем они это делали – ответ есть. Своему народу и их спонсорам, которые деньги дают оружие, боеприпасы, показать, что они в состоянии отвечать на действия России".
На встречу с президентом собрались и сами фронтовики – глава горадминистрации из Марий Эл Алексей Суворов недавно вернулся с фронта. И их жены: на передовой сейчас супруг Кристины Филиппенко из Ханты-Мансийска. Туда же не в первый раз возвращается и муж градоначальника Тулы Ольги Слюсаревой.
"Передайте самые наилучшие пожелания Вашему мужу, его боевым товарищам", – обращается президент к главе тульского муниципального образования.
- Спасибо большое.
- Он в отпуске был?
- Он в том году подписал контракт в сентябре, в декабре вернулся, потому что плохая ситуация была. То ли их схватили в плен, то ли… Им удалось убежать, выбраться, но вплоть до жетона все пропало там, восстанавливали документы. И в апреле снова ушел. А вот три дня назад выписался из госпиталя и вернулся на передовую.
- Ну, надо бы дома побыть-то ему, чего же он так, люди соскучились.
- Он сказал, когда придет время, приду в отпуск.
- Ну ладно, хорошо.
Дома отца с фронта ждут четверо сыновей. У главы Ассоциации муниципалитетов – она тоже за столом – семеро внуков. В том числе, на районном уровне в стране строят перинатальные центры, ремонтируют детсады. В нынешний Год семьи таких проектов будет только больше.
"Все больше и больше желающих рвутся на Родину из тех, кто уехал, – отмечает глава государства. – Трудно растить детей в тех условиях, которые в некоторых странах Запада сегодня создаются. Извините, общие туалеты для мальчиков и девочек, еще что-то такое – это стало уже вещью такой бытовой, обыденной. Очень трудно жить в таких условиях для людей с традиционными нормальными человеческими ценностями. Ну а мы сделаем все для того, чтобы их сохранять".
Теперь с числом полов не могут определиться и на Украине. И это могло бы оставаться ее внутренней проблемой: на "самостийность" соседней страны, говорит Путин, никто не покушался. Другое дело, когда к современным "европейским ценностям" стали добавлять их образцы 80-летней давности.
"Те, кто пытается пересесть на какие-то чуждые нам традиции, на какие-то чуждые внутренние сигналы, не начав еще ничего делать, уже все проиграли, – уверен президент. – Они предали своих предков, предали свой народ и свои интересы. И предатели никогда в долгую не побеждают. Они могут что-то там цапнуть, что-то спереть, утащить, там и где-то там под одеялом сожрать. Но никогда успех на их стороне не будет. А тем более, если они на пьедестал почета выставляют там явных нацистов и пособников Гитлера. Ну как это можно. Такие люди по определению не могут победить".
Тем более что от нацистских или, например, русофобских лозунгов к практическому их воплощению путь оказался не так уж долог. И не только украинский путь.
"Совсем недавно бывший президент Чешской республики сказал очень откровенную и важную вещь: война на Украине началась не в феврале 22 года, а летом в 2008. Когда было принято решение об открытии для Украины и Грузии дверей в НАТО, – напоминает Путин. – В 2014 году еще и госпереворот, и объявление русских на Украине нетитульной нацией. За этим последовал целый ряд других решений, которые сводили на нет, фактически приводили к тому, что сейчас происходит в Латвии, в других прибалтийских республиках: когда русских людей выбрасывают просто за кордон. Это же очень серьезные вещи, затрагивающие напрямую безопасность нашей страны. И то, что сейчас происходит, а именно сплоченность нашего общества, укрепление нашей экономики, рост потенциала вооруженных сил – полная неожиданность для противника. Ну полная. И абсолютная".
В том числе, поэтому разрекламированное контрнаступление спустя полгода закончилось ничем. Кроме гибели солдат ВСУ и ужесточения украинской мобилизации. Еще годом раньше избежать можно было и того, и другого.
Это подтверждают слова российского лидера: "В Стамбуле обо всем договорились. Больше того, руководитель переговорной группы со стороны Украины поставил под этим свою подпись. Нам только говорили: надо знак какой-то подать, что Россия действительно намерена пойти на решение этих вопросов мирным путем. Надо войска отвести от Киева. Отвели. Через день они выбросили в помойку все договоренности. Сейчас публично сказали – да, мы были готовы, мы это упустили, поскольку приехал тогдашний премьер министр Великобритании господин Джонсон и уговорил нас не реализовывать эти договоренности. Ну придурки, нет? Уже все давно бы было закончено, полтора года назад!"
Ожидаемой, продолжает Путин, после майдана стала гражданская война на Украине. Предпосылки для которой сложились задолго до того: "Руководители Криворожской Донецкой Республики, когда формировался Советский Союз, они не мыслили себя иначе, как в составе РСФСР. Но Владимир Ильич Ленин решил, как он выразился, это прямая речь, "перерешать", и передал это в состав Украины. Представители формирующейся Украины, сказали, тоже дословно, "что же вы нас оставляете с одними мужиками", потому что представители сельского хозяйства считались мелкобуржуазными элементами и с ними трудно было строить коммунизм. Перерешали. И теперь вот мы столкнулись с ситуацией, которую переживаем сегодня".
Впрочем, политической воли, идеологии и самого факта единого государства, в котором внутренние границы ощущались мало, хватило почти на 70 лет спокойствия в регионе. Относительно тихо было и после СССР. Но только до тех пор, пока многолетняя работа на пестование нацизма не стала давать заметные плоды.
"На момент развала думали, наверное, о том, что фундаментальные связи Украины и России – они окажутся сильнее, чем конъюнктурные соображения националистической части общества, – рассуждает Владимир Путин. – А нет, эти националистические элементы оказались более агрессивными и начали продавливать свою повестку. Вот, и все привело к сегодняшней ситуации. Но люди, проживавшие на этих территориях, конечно, всегда не мыслили себя иначе, как часть России. Это очевидная вещь".
Теперь они и есть – часть России. Всей страной четырем регионам помогают восстанавливать инфраструктуру, промышленность. В числе лауреатов всероссийской премии и муниципалитеты Запорожья.
Говорит глава Акимовского муниципального округа Запорожской области, лауреат всероссийской премии "Служение" Юлия Губанова: "Люди должны понимать, что власть их слышит. Они с каждой проблемой могут обратиться к нам, и мы обязательно постараемся помочь, решить. В Запорожской области и паспортизация, и выплаты материнского капитала, все оформления свидетельства о рождении, все социальные выплаты идут очень хорошими темпами".
Во многом на местной власти лежит и контроль за выплатами ветеранам, и их семьям, помощь самим бойцам СВО – премии за это вручили в отдельной номинации.
"Надо, конечно, обращать внимание на ребят, которые возвращаются из специальной военной операции, – подчеркивает президент. – Это все-таки, вы знаете, люди, когда решаются на это, да, когда проходят это горнило, возвращаются, очень многие приоритеты жизненные выстраиваются по-другому. Здесь уже не будешь прыгать без штанов на каких-нибудь там мероприятиях, понимаете, здесь совсем по-другому на жизнь смотрят люди, приоритеты другие, ценности другие".
А победителей в этой и еще девяти номинациях выбрали сами жители страны. Премию "За особый вклад в служение людям" вручил президент.
В России сегодня почти двадцать тысяч муниципальных образований – от поселков в сотни человек до городов в миллионы. Многие страны мира меньше. И премия позволяет не только наградить лучших, но и стать всем этим людям муниципальным сообществом. То есть обмениваться таким разным управленческим опытом.