Пули Каплан настигли Ленина: 100 лет назад умер основатель СССР
Как считает заведующий кафедрой истории России XX-XXI веков исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова доктор исторических наук Сергей Девятов, рассекреченные в последние десятилетия документы позволяют более точно судить о состоянии здоровья Ленина. И, как ни странно, эти документы свидетельствуют, что у вождя особых проблем со здоровьем не было почти до самой своей загадочной смерти.
"Из известных болезней у молодого Ильича была экзема, – отметил Девятов. – Противники привычно называли Ленина "сумасшедшим", но в реальности никаких психиатрических отклонений у него не было".
С 30 августа 1918 года в теле Владимира Ульянова находились две выпущенные Фанни Каплан пули. Одну из них удалил в апреле 1922-го знаменитый берлинский хирург Мориц Борхардт, вторую изъять не удалось, что, по мнению некоторых ученых, и ускорило смерть советского вождя.
"В 1919 году Ленина иногда беспокоили головные боли, потому был вызван главный врач Солдатенковской (ныне Боткинской) больницы Федор Гетье", – рассказал историк.
Врач был поражен хорошим состоянием внутренних органов Ленина, если не считать незначительного расширения сердца. Впрочем, доктор все же заподозрил у Владимира Ильича скрытую малярию и рекомендовал принимать хинин, который быстро купировал головные боли.
Через два года Федора Гетье вновь вызвали к Ленину из-за того, что тот дважды терял сознание. Однако врач опять не отметил никаких отклонений в здоровье вождя, объяснив головокружения "большим переутомлением центральной нервной системы".
Профессор кафедры нервных болезней Московского университета Ливерий Даркшевич, который 4 марта 1922 года четыре часа обследовал Ленина, подтвердил такой диагноз, добавив к нему ряд замечаний – он констатировал у пациента тяжелые неврастенические проявления и ряд "навязчивостей". Впрочем, но они не могли грозить расстройством психики и не мешали работе, добавил Даркшевич, хотя сам Ленин неоднократно заявлял, что он "совсем стал не работник", опасаясь, что его болезни скажутся на умственных способностях.
Весной 1922 года в Москву для осмотра Ленина впервые прибыли немецкие врачи, которые констатировали у него переутомление, рекомендовав лидеру СССР отдых. Владимир Ильич написал было даже заявление на отпуск, но на Кавказ, в Боржоми, как планировал так и не уехал – ухудшилось здоровье и политическая ситуация в стране, которая требовала присутствия вождя в Москве.
На XI съезде партии 27 марта 1922 года Ленин открыто заявил, что ему "в ближайшее время едва ли придется вернуться к работе". У него отказывали правая рука и нога, случалось расстройство речи.
"С весны 1922 года Ленин лишь периодически возвращался к привычной интенсивной работе в недолгие периоды между приступами болезни," – констатировал Сергей Девятов.
Ленина лечили мировые медицинские светила, однако они так и не смогли поставить ему точный диагноз.
Известный советский и российский врач академик Юрий Лопухин, изучавший архивы, касающиеся болезни Ленина, пришел к выводу, что консилиум постановил лечить пациента препаратами против сифилиса – инъекциями препаратов мышьяка и йодистых соединений – несмотря на отрицательные анализы. Отсюда, видимо, и пошел слух о "неприятной" болезни Ильича. Но и такое лечение никак не улучшило его состояние. Академик Лопухин полагал, что реальный диагноз – это тяжелое поражение мозговых сосудов. Ученый доказал, что интенсивное течение атеросклероза стало отдаленным, но неизбежным последствием траектории пуль, выпущенных Фанни Каплан.