Два великих реквиема сыграли на закрытии Рождественского фестиваля духовной музыки

22 января 2024 09:55
Сочинения Форэ и Дженкинса исполнили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и "Мастера хорового пения".

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки завершился концертом "Два великих реквиема". Сочинения Форэ и Дженкинса исполнили Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова, "Мастера хорового пения" и солисты Анна Аглатова и Василий Ладюк. В Доме музыки была Дженнет Арльт.

Владимир Спиваков к этому концерту подготовку начал задолго до репетиций, всю партитуру проиграл в своей голове во время многочасового авиаперелета. В воображении маэстро уже сложилась звуковая картина. Воплощает её в жизнь вместе с руководителем "Мастеров хорового пения" Львом Конторовичем. "Когда вы читаете книжки, вы же понимаете, что там написано, а я слышу всё, что написано здесь, и представляю, как это будет звучать, нюансировку делаю специфическую", – пояснил худрук и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России, народный артист СССР Владимир Спиваков.

Реквием Форе лишен мрачных, апокалиптических пророчеств. Это ажурная конструкция, полная лирики и света. Следуя замыслу композитора, дирижер, солисты и хор музыкой плавной и текучей создают образ вечного и безмятежного покоя, который ждет человека по ту сторону жизни. "Мы привыкли, что реквием – это прощание, это всегда грустно. К тому же, там есть страшные части. Мы знаем "Dies Irae" знаменитое, которое сотрясает все вокруг. Здесь этого нет. Это очень светлое. Я так представляю, что, когда Форе писал, он думал о каком-то удивительном, прекрасном, добром, светлом человеке, и он его отправляет в рай", – рассказал худрук и главный дирижёр Академического Большого хора "Мастера хорового пения", народный артист России Лев Конторович.

"Это невероятной красоты музыка. Публика в зале на протяжении 40 минут сидит и задумывается о своей жизни", – отметила солистка оперной труппы Большого театра Анна Аглатова.

Если Форе, хоть и совершил в жанре реквиема мягкую, но революцию, его сочинение – продукт XIX века. Современное видение духовной заупокойной мессы Владимир Спиваков представил через музыку британского композитора Карла Дженкинса. Его реквием написан менее 20 лет назад. Дженкинс знаменит сочинениями в жанре кроссовер, он умело экспериментирует с музыкой классической, этнической и джазовой. Критики называют реквием Дженкинса постмодернистским, в нем автор соединил и противопоставил две концепции смерти – западную и восточную. Латинский традиционный текст автор дополнил японскими хокку, а стандартный состав оркестра усилил экзотическими музыкальными инструментами. Голос западного мира воплощается в звуках современной музыки, подчас напоминающей техно, голос востока – в пении на японском. В заключительном концерте Рождественского фестиваля прозвучала музыка композиторов разных эпох и стран на чуждых для нас языках – латыни и японском, но музыкальный язык диалога с богом понятен каждому чуткому зрителю.